Новости кафедры
20.11.2023
Экскурсия на производство группы компаний УНИИХМТЕК
12.11.2023
Итоги III Зезинской школы-конференции для молодых ученых
29.10.2023
Юбилей профессора Ионова Сергея Геннадьевича!
10.07.2023
Поздравляем с защитой кандидатской диссертации Владислава Алешкевича!
27.06.2023
Результаты конкурса на соискание медалей Российской академии наук
Поздравляем кандидата химических наук, доцента кафедры Дейнеко Дину Валерьевну!
15.05.2023
Делегации из разных ВУЗов в гостях на кафедре ХТиНМ
18.04.2023
Победители подсекции «Химическая технология и новые материалы»
Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых учёных Ломоносов-2023
25.01.2023
Заслуженный профессор МГУ
Лазоряк Богдан Иосипович
28.12.2022
Композиты — материалы будущего. Мастер-классы для школьников России от преподавателей кафедры ХТиНМ
27.10.2022
Экскурсия по кафедре для школы №119
20.10.2022
Стажировки преподавателей на заводах ПАО «Газпром»
Продолжаются стажировки преподавателей МГУ в рамках программы повышения квалификации между МГУ и Газпромом
09.10.2022
Лекции преподавателей кафедры в лектории Химического факультета на Фестивале НАУКА 0+
На Химическом факультете прошла лекционная часть Фестиваля НАУКА 0+ — одного из крупнейших просветительских проектов в области популяризации науки.
08.10.2022
Алмазы – «из грязи в князи»
Лекция об алмазах доцента кафедры ХТиНМ Максимовой Натальи Владимировны в рамках проекта «Университетские субботы».
21.08.2022
Разработки лабораторий кафедры ХТиНМ на форуме «Армия-2022»
15 - 21 августа 2022
20.08.2022
Научно-технический конкурс «ИнтЭРА» и кафедра ХТиНМ
Композитное направление кафедры на конкурсе «ИнтЭРА»
29.06.2022
Всероссийский съезд учителей и преподавателей химии
27 июня – 01 июля 2022 года в МГУ имени М.В. Ломоносова прошел Всероссийский съезд учителей и преподавателей химии.
24.06.2022
Победа в конкурсе «Возобновляемая энергия планеты»
Аспирант нашей кафедры Михаил Прохоренков второй год подряд становится победителем конкурса «Возобновляемая энергия планеты»!
Новости 1 - 20 из 71
Начало | Пред. | 1 2 3 4 | След. | Конец
С.И. Вольфкович
Академик Семен Исаакович Вольфкович (1896 - 1980).
Заведующий кафедрой химической технологии МГУ с 1946 по 1980 г.
В 30-е годы ряд реорганизаций и слияний вывели кафедру технологии из МГУ. Кафедра вошла в состав Единого московского химико-технологического института. И только в 1946 году была воссоздана на химическом факультете МГУ имени М.В.Ломоносова с приглашением Семёна Исааковича Вольфковича стать заведующим кафедрой. Одним из инициаторов воссоздания кафедры химической технологии в МГУ был академик Н.Д. Зелинский. Он же и предупреждал С.И. Вольфковича, что в университете ему будет не легко (имея в виду неприемлемость некоторыми коллегами самого слова «технология» в стенах университета).
С самого начала работы на кафедре Семён Исаакович уделил немало времени поиску университетского подхода к изучению химической технологии. В течение более 30 лет руководства кафедрой активно выступал на страницах вузовских и академических изданий с разъяснениями особенностей чтения курса общей химической технологии в университетах, химико-технологических вузах, технических вузах химического профиля и педагогических институтах. «Так как университеты готовят главным образом исследователей и педагогов, а не работников производства и проектно-конструкторских организаций, то преподавание химической технологии должно быть направлено на вопросы синтеза и анализа, на расчётные, поисковые и экспериментальные физико-химические исследования для определения оптимальных условий протекания химических реакций, производственных процессов и свойств продукции. Не менее актуальной задачей преподавания является ознакомление студентов с методическими основами и приемами перехода от лабораторных и расчетных исследований к промышленному производству».
Необходимо подчеркнуть, что сложившаяся на химическом факультете при С. И. Вольфковиче структура учебного процесса по химической технологии, утверждённая затем для всех университетов страны, сохранилась неизменной вплоть до наших дней: лекции, лабораторный практикум, расчётные занятия и производственная практика. Особенно много энергии затрачено С. И. Вольфковичем на организацию производственной практики студентов па базе крупнейших химико-технологических центров. Программа практики состояла из двух частей: ознакомительной и обследовательской. Последняя с активным участием студентов по плану центральной заводской лаборатории включала анализ техноэкономичсских показателей деятельности конкретных цехов. При правильной, продуманной заранее и согласованной с производством программе, практика способствовала расширению кругозора не только выпускников университета, но и преподавателей — руководителей практики.
С. И. Вольфкович стремился к глубокому взаимодействию учебного и научного процессов па кафедре. Будучи научным руководителем одного из ведущих институтов Министерства химической промышленности НИУЙФ им. Я. В. Самойлова, он имел возможность осуществлять сопряжение научных планов института и кафедры по некоторым исследовательским и технологическим направлениям и использовать силы кафедры для проведения поисковых работ или фундаментальных теоретических исследований. Сотрудники кафедры независимо от принадлежности к той или иной лаборатории или группе «поклонялись» одному химическому «богу» — фосфору. Наряду с проведением физико-химических исследований по термической диссоциации фосфатов (в вакууме в плазме), изучением условий синтеза, строения и свойств полимерных фосфатов, разработкой синтеза новых фосфорорганических соединений сотрудники кафедры становились активными участниками совместных заводских и полузаводских испытаний при разработке термического способа переработки фосфатов (Волгоград, Тольятти, Джамбул) или при освоении технологии новых комплексных удобрений (Воскресенск, Дзержинск, Сумы). Только таким путем кафедра химической технологии в МГУ, по мнению С. И. Вольфковича, могла стать мостом, соединяющим теоретическую и методическую работу химиков исследователей с практикой отечественной промышленности. «Держать палец на пульсе жизни!» таково было требование С. И. Вольфковича ко всем, кто работал на кафедре и в той или иной степени участвовал в педагогическом процессе по химической технологии. «Преподающий эту дисциплину или автор учебных пособий должен не только постоянно читать, участвовать в совещаниях и тщательно отбирать информационный материал, но и непосредственно участвовать в опытно-производственной работе, бывать на разных заводах, ощущать координаты поступательного движения технологии», — писал С. И. Вольфкович.
С. И. Вольфкович неоднократно высказывался о необходимости развития теоретических основ химической технологии, глубокого и разностороннего изучения физических и физико-химических закономерностей, лежащих в основе технологических процессов, их математического моделирования. Он придавал большое значение личному участию студента, аспиранта, сотрудника в постановке эксперимента, в разработке конструкционных особенностей реактора, умению грамотно дать задание мастерам (чертёж, выбор материала), провести оценочные расчёты по изменению основных параметров процесса и мечтал об организации практикума для выполнения самостоятельных работ по химической технологии в специальном корпусе модельных установок.