Новости кафедры
15.02.2021
Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ имени Д.И.Менделеева
Поздравляем заместителя зав. кафедрой по технологической практике, профессора, д.х.н. Семёна Нисоновича Клямкина с получением грамоты за достигнутые результаты в руководстве научно-исследовательской деятельности учащихся!
10.02.2021
Съёмки ролика о кафедре
Фотографии со съемок ролика о кафедре химической технологии и новых материалов ❤️
08.02.2021
Технологическая практика студентов магистратуры
28.12.2020
Виктор Васильевич Авдеев награжден Орденом Почета
27.11.2020
Победители конференции Ломоносов-2020
Поздравляем победителей международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов-2020»!
19.11.2020
Международный форум «Университетское образование сегодня и завтра»
В рамках секции «Научно-образовательные консорциумы «Вернадский» выступил профессор МГУ, заведующий кафедрой химической технологии и новых материалов, председатель совета директоров ГК УНИХИМТЕК Авдеев Виктор Васильевич.
20.10.2020
Открытие промышленного комплекса «Тензограф»
Торжественное открытие нового промышленного комплекса «Тензограф» в особой экономической зоне «Узловая». Его продукция – современные безасбестовые высокотемпературные уплотнительные материалы.
18.09.2020
Новая программа повышения квалификации
Кафедра ХТиНМ разработала программу повышения квалификации для специалистов в области химической технологии безасбестовых уплотнительных материалов.
29.03.2020
День открытых дверей в МГУ
29 марта в Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова состоялся первый Виртуальный день открытых дверей.
07.02.2020
Поздравляем Булгакова Б.А. с получением премии!
Старший научный сотрудник кафедры химической технологии и новых материалов МГУ имени М.В. Ломоносова, к.х.н. Борис Анатольевич Булгаков получил премию Правительства Москвы молодым учёным.
22.01.2020
Поздравляем к.х.н., доц. Дейнеко Д.В. с присуждением Стипендии МГУ имени М.В. Ломоносова!
Торжественное заседание, приуроченное к 265-летию Московского Университета и награждение к.х.н., доц. Дейнеко Д.В.
12.01.2020
День открытых дверей
День открытый дверей для абитуриентов Химического
факультета МГУ имени М.В.Ломоносова
28.11.2019
Лаборатория технологии функциональных материалов на 90-летии Химфака
Новые люминофоры от лаборатории технологии функциональных материалов
28.11.2019
Выставка в Фундаментальной библиотеке МГУ
28 ноября в Фундаментальной библиотеке МГУ состоялась Торжественная церемония, посвященная закрытию Международного года Периодической таблицы химических элементов в России и 90-летию химического факультета МГУ.
01.11.2019
Защита кандидатских диссертаций
Сегодня состоялась защита двух кандидатских диссертаций молодых сотрудников кафедры химической технологии и новых материалов.
12.10.2019
Фестиваль NAUKA 0+ и проект «Учёные в школы»
Представители научного сообщества посетили московские школы с научно-популярными выступлениями и рассказами об исследовательской деятельности, о значении науки, её месте в современном мире и влиянии на будущее.
19.09.2019
Мастер-классы про углерод и композиционные материалы
Сотрудники кафедры провели мастер-классы для девочек из Пансиона воспитанниц Министерства обороны Российской Федерации.
02.09.2019
Поздравляем сотрудников кафедры с выходом двух новых изданий!
«Высокие давления в твердофазном синтезе веществ и материалов» и «Высокие давления в химии: через алмаз к высокотемпературным сверхпроводникам».
Новости 41 - 60 из 75
Начало | Пред. | 1 2 3 4 | След. | Конец
С.И. Вольфкович
Академик Семен Исаакович Вольфкович (1896 - 1980).
Заведующий кафедрой химической технологии МГУ с 1946 по 1980 г.
В 30-е годы ряд реорганизаций и слияний вывели кафедру технологии из МГУ. Кафедра вошла в состав Единого московского химико-технологического института. И только в 1946 году была воссоздана на химическом факультете МГУ имени М.В.Ломоносова с приглашением Семёна Исааковича Вольфковича стать заведующим кафедрой. Одним из инициаторов воссоздания кафедры химической технологии в МГУ был академик Н.Д. Зелинский. Он же и предупреждал С.И. Вольфковича, что в университете ему будет не легко (имея в виду неприемлемость некоторыми коллегами самого слова «технология» в стенах университета).
С самого начала работы на кафедре Семён Исаакович уделил немало времени поиску университетского подхода к изучению химической технологии. В течение более 30 лет руководства кафедрой активно выступал на страницах вузовских и академических изданий с разъяснениями особенностей чтения курса общей химической технологии в университетах, химико-технологических вузах, технических вузах химического профиля и педагогических институтах. «Так как университеты готовят главным образом исследователей и педагогов, а не работников производства и проектно-конструкторских организаций, то преподавание химической технологии должно быть направлено на вопросы синтеза и анализа, на расчётные, поисковые и экспериментальные физико-химические исследования для определения оптимальных условий протекания химических реакций, производственных процессов и свойств продукции. Не менее актуальной задачей преподавания является ознакомление студентов с методическими основами и приемами перехода от лабораторных и расчетных исследований к промышленному производству».
Необходимо подчеркнуть, что сложившаяся на химическом факультете при С. И. Вольфковиче структура учебного процесса по химической технологии, утверждённая затем для всех университетов страны, сохранилась неизменной вплоть до наших дней: лекции, лабораторный практикум, расчётные занятия и производственная практика. Особенно много энергии затрачено С. И. Вольфковичем на организацию производственной практики студентов па базе крупнейших химико-технологических центров. Программа практики состояла из двух частей: ознакомительной и обследовательской. Последняя с активным участием студентов по плану центральной заводской лаборатории включала анализ техноэкономичсских показателей деятельности конкретных цехов. При правильной, продуманной заранее и согласованной с производством программе, практика способствовала расширению кругозора не только выпускников университета, но и преподавателей — руководителей практики.
С. И. Вольфкович стремился к глубокому взаимодействию учебного и научного процессов па кафедре. Будучи научным руководителем одного из ведущих институтов Министерства химической промышленности НИУЙФ им. Я. В. Самойлова, он имел возможность осуществлять сопряжение научных планов института и кафедры по некоторым исследовательским и технологическим направлениям и использовать силы кафедры для проведения поисковых работ или фундаментальных теоретических исследований. Сотрудники кафедры независимо от принадлежности к той или иной лаборатории или группе «поклонялись» одному химическому «богу» — фосфору. Наряду с проведением физико-химических исследований по термической диссоциации фосфатов (в вакууме в плазме), изучением условий синтеза, строения и свойств полимерных фосфатов, разработкой синтеза новых фосфорорганических соединений сотрудники кафедры становились активными участниками совместных заводских и полузаводских испытаний при разработке термического способа переработки фосфатов (Волгоград, Тольятти, Джамбул) или при освоении технологии новых комплексных удобрений (Воскресенск, Дзержинск, Сумы). Только таким путем кафедра химической технологии в МГУ, по мнению С. И. Вольфковича, могла стать мостом, соединяющим теоретическую и методическую работу химиков исследователей с практикой отечественной промышленности. «Держать палец на пульсе жизни!» таково было требование С. И. Вольфковича ко всем, кто работал на кафедре и в той или иной степени участвовал в педагогическом процессе по химической технологии. «Преподающий эту дисциплину или автор учебных пособий должен не только постоянно читать, участвовать в совещаниях и тщательно отбирать информационный материал, но и непосредственно участвовать в опытно-производственной работе, бывать на разных заводах, ощущать координаты поступательного движения технологии», — писал С. И. Вольфкович.
С. И. Вольфкович неоднократно высказывался о необходимости развития теоретических основ химической технологии, глубокого и разностороннего изучения физических и физико-химических закономерностей, лежащих в основе технологических процессов, их математического моделирования. Он придавал большое значение личному участию студента, аспиранта, сотрудника в постановке эксперимента, в разработке конструкционных особенностей реактора, умению грамотно дать задание мастерам (чертёж, выбор материала), провести оценочные расчёты по изменению основных параметров процесса и мечтал об организации практикума для выполнения самостоятельных работ по химической технологии в специальном корпусе модельных установок.