Тел.:   +7(495) 939-36-07 Факс: +7(495) 939-33-16

Новости кафедры

29.08.2019 Запуск магистратуры «Химическая технология»

На химическом факультете МГУ имени М.В.Ломоносова впервые запустилась магистерская программа «Химическая технология». Сегодня состоялась первая организационная встреча со студентами магистратуры. 

01.07.2019 Поздравляем Дейнеко Д.В. с получением гранта РНФ!
«Кристаллохимический дизайн новых перспективных материалов со структурными типами витлокит, апатит и аллюодит» 

28.06.2019 Летняя школа учителей химии в МГУ

С 25 по 28 июня на Химическом факультете МГУ проходила Летняя школа для учителей химии. В этом году темой школы стали «Вызовы современности и химическое образование.

21.06.2019 Практика на Крымском содовом заводе

Студенты пятого курса Химического факультета прошли технологическую практику на Крымском содовом заводе. Ребята увидели огромный промышленный комплекс, внутри которого протекают различные химические процессы, и то, как эти процессы можно направить на крупнотоннажный выпуск химической и пищевой продукции. 

17.06.2019 Технологическая практика

Студенты Химического факультета проходят технологическую практику в компании «ИТЕКМА» в Подольске.

31.05.2019 Стажировка сотрудников кафедры на предприятиях Газпрома

Сотрудники кафедры химической технологии и новых материалов прошли стажировку на предприятиях ООО «Газпром добыча Оренбург», где посетили оренбургские газоперерабатывающий и гелиевый заводы. Также коллеги побывали на территории крупнейшего нефтехимического комплекса России, расположенного в Республике Башкортостан в городе Салавате, — ООО «Газпром нефтехим Салават». 

11.04.2019 Московский международный салон образования

Заместитель зав. кафедрой по учебной работе, доцент, к.х.н. Максимова Наталья Владимировна приняла участие в Московском международном салоне образования.

10.04.2019 В МГУ завершилась конференция «Ломоносов-2019»

с 8 по 10 апреля в МГУ проходила международная научная конференция «Ломоносов-2019». Мы благодарим всех участников подсекции «Химическая технология и новые материалы» за то, что провели с нами эти насыщенные три дня и поздравляем победителей!

25.03.2019 В МГУ имени М.В.Ломоносова прошел День открытых дверей

В Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова 24 марта прошёл День открытых дверей, который посетили 5 000 школьников со всей страны.

15.03.2019 День открытых дверей в МГУ

24 марта 2019 года в Московском университете пройдет
общеуниверситетский День открытых дверей.

28.02.2019 Подсекция «Химическая технология и новые материалы» на конференции «Ломоносов-2019»
Официальный сайт подсекции

15.02.2019 Конференция «Ломоносов-2019»

Приглашаем студентов, аспирантов и молодых учёных принять участие в международной научной конференции «Ломоносов-2019»

11.02.2019 Поздравляем Бабкина Александра Владимировича с получением премии!

Старший научный сотрудник кафедры химической технологии и новых материалов МГУ имени М.В. Ломоносова, к.х.н. Александр Владимирович Бабкин получил премию Правительства Москвы молодым учёным.

07.02.2019 Поздравляем Дейнеко Дину Валерьевну с получением премии!

Премию Ю.Т. Стручкова получила доцент кафедры химической технологии и новых материалов Дейнеко Дина Валерьевна за работу "Определение структурной обусловленности свойств в соединениях с тетраэдрическими анионами (PO4)3–, (VO4)3–"

10.01.2019 Возобновлена работа над сайтом
Работа над сайтом возобновлена, в скорости тут появятся новые материалы и будет интегрирован дизайн.


Новости 61 - 75 из 75
Начало | Пред. | 1 2 3 4 | След. | Конец

Уникальный полимер из МГУ

Уникальный полимер из МГУ

Уникальный полимер из МГУ

Над  созданием принципиально нового вида широко используемых в авиа и ракетостроении полимерных композиционных материалов (ПКМ) работала  группа сотрудников кафедры химической технологии МГУ им. М.В.Ломоносова под руководством ведущего научного сотрудника Алексея Валерьевича Кепмана. Из такого материала можно создавать конструкции и детали для использования при  экстремально высоких температурах, до 400-450С.  До этого они делались исключительно из металлов.

Если говорить в целом о классе ПКМ, то из них уже сегодня делаются разные детали  летательных аппаратов.  Эти материалы обладает более высокой удельной прочностью по сравнению с металлом, за счет чего можно заметно снижать массу самолетов и космических кораблей. Например, самолёт Boeing 787 Dreamliner на 50% состоит из композитов, истребитель Eurofighter – на 70%. Снижение массы машины приводит к снижению потребления топлива и увеличению полезной нагрузки, то есть в долгосрочной перспективе затраты на производство деталей из ПКМ компенсируются экономией на топливе. Композиты также дешевле в обслуживании, так как не подвержены коррозии.

Нашей целью было разработать ПКМ, который можно было бы эксплуатировать при температурах выше 400C, – рассказал «Эксперт Online»  Алексей Кепман, – такие материалы, в основном, двойного назначения и имеют довольно ограниченную сферу применения. Например, из них можно изготовить  лопатки компрессора реактивного двигателя, которые размещаются внутри него и  должны выдерживать очень высокие температуры.

Обычно ПКМ состоит из  полимерной связующей матрицы и армирующего элемента (наполнителя), который придаёт материалу прочность.  В углепластиках армирующим наполнителем может служить углеродная ткань, а в качестве связующей матрицы выступать, например, эпоксидная смола. По словам Алексея Кепмана,  в их разработке  в качестве связующей матрицы использовались полимеры из фталонитрильных мономеров. 

Как правило, чем устойчивей к температуре полимерный материал, тем выше его температура «плавления».  Нашей же задачей было сделать легкоплавкий  материал,  который можно было бы обрабатывать так же, как  обычный.  Но который при затвердевании  оставался бы  стабильным и прочным при температурах  более 400С, – объясняет Алексей Кепман.  Для того, чтобы  добиться легкоплавкости  полимера, ему «добавляли гибкости»  на молекулярном уровне, внедряя специальные  группы в молекулу мономера. Обычные ПКМ, из которых изготавливают разнообразные детали самолётов, не могут выдержать температуру, превышающую 200С – при более высоких они размягчаются и не держат форму.

Работа над новыми полимерными матрицами для ПКМ велась в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014 - 2020 годы». Первые, сделанные из нового материала детали  реактивного двигателя  проходят испытания  на стендах в Центральном институте авиационного моторостроения (ЦИАМ) им. П.И. Баранова и в Казанском национальном исследовательском техническом университете им. А. Н. Туполева.

По словам Алексея Кепмана,  разработки высокопрочных высокотемпературных  ПКМ ведутся на протяжении последних 10 лет – у нас, и в США. Кстати, в США подобные материалы разрабатывают для изготовления внутренних переборок подводных лодок – материал абсолютно не горючий.  Аналогичными разработками занимаются  также в Китае. Однако коммерческих продуктов с подобными свойствами пока нигде не производится.

Оригинальная версия статьи на сайте expert.ru


Возврат к списку