Новости кафедры
20.10.2020
Открытие промышленного комплекса «Тензограф»
Торжественное открытие нового промышленного комплекса «Тензограф» в особой экономической зоне «Узловая». Его продукция – современные безасбестовые высокотемпературные уплотнительные материалы.
18.09.2020
Новая программа повышения квалификации
Кафедра ХТиНМ разработала программу повышения квалификации для специалистов в области химической технологии безасбестовых уплотнительных материалов.
29.03.2020
День открытых дверей в МГУ
29 марта в Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова состоялся первый Виртуальный день открытых дверей.
07.02.2020
Поздравляем Булгакова Б.А. с получением премии!
Старший научный сотрудник кафедры химической технологии и новых материалов МГУ имени М.В. Ломоносова, к.х.н. Борис Анатольевич Булгаков получил премию Правительства Москвы молодым учёным.
22.01.2020
Поздравляем к.х.н., доц. Дейнеко Д.В. с присуждением Стипендии МГУ имени М.В. Ломоносова!
Торжественное заседание, приуроченное к 265-летию Московского Университета и награждение к.х.н., доц. Дейнеко Д.В.
12.01.2020
День открытых дверей
День открытый дверей для абитуриентов Химического
факультета МГУ имени М.В.Ломоносова
28.11.2019
Лаборатория технологии функциональных материалов на 90-летии Химфака
Новые люминофоры от лаборатории технологии функциональных материалов
28.11.2019
Выставка в Фундаментальной библиотеке МГУ
28 ноября в Фундаментальной библиотеке МГУ состоялась Торжественная церемония, посвященная закрытию Международного года Периодической таблицы химических элементов в России и 90-летию химического факультета МГУ.
01.11.2019
Защита кандидатских диссертаций
Сегодня состоялась защита двух кандидатских диссертаций молодых сотрудников кафедры химической технологии и новых материалов.
12.10.2019
Фестиваль NAUKA 0+ и проект «Учёные в школы»
Представители научного сообщества посетили московские школы с научно-популярными выступлениями и рассказами об исследовательской деятельности, о значении науки, её месте в современном мире и влиянии на будущее.
19.09.2019
Мастер-классы про углерод и композиционные материалы
Сотрудники кафедры провели мастер-классы для девочек из Пансиона воспитанниц Министерства обороны Российской Федерации.
02.09.2019
Поздравляем сотрудников кафедры с выходом двух новых изданий!
«Высокие давления в твердофазном синтезе веществ и материалов» и «Высокие давления в химии: через алмаз к высокотемпературным сверхпроводникам».
29.08.2019
Запуск магистратуры «Химическая технология»
На химическом факультете МГУ имени М.В.Ломоносова впервые запустилась магистерская программа «Химическая технология». Сегодня состоялась первая организационная встреча со студентами магистратуры.
01.07.2019
Поздравляем Дейнеко Д.В. с получением гранта РНФ!
«Кристаллохимический дизайн новых перспективных материалов со структурными типами витлокит, апатит и аллюодит»
28.06.2019
Летняя школа учителей химии в МГУ
С 25 по 28 июня на Химическом факультете МГУ проходила Летняя школа для учителей химии. В этом году темой школы стали «Вызовы современности и химическое образование.
21.06.2019
Практика на Крымском содовом заводе
Студенты пятого курса Химического факультета прошли технологическую практику на Крымском содовом заводе. Ребята увидели огромный промышленный комплекс, внутри которого протекают различные химические процессы, и то, как эти процессы можно направить на крупнотоннажный выпуск химической и пищевой продукции.
17.06.2019
Технологическая практика
Студенты Химического факультета проходят технологическую практику в компании «ИТЕКМА» в Подольске.
31.05.2019
Стажировка сотрудников кафедры на предприятиях Газпрома
Сотрудники кафедры химической технологии и новых материалов прошли стажировку на предприятиях ООО «Газпром добыча Оренбург», где посетили оренбургские газоперерабатывающий и гелиевый заводы. Также коллеги побывали на территории крупнейшего нефтехимического комплекса России, расположенного в Республике Башкортостан в городе Салавате, — ООО «Газпром нефтехим Салават».
11.04.2019
Московский международный салон образования
Заместитель зав. кафедрой по учебной работе, доцент, к.х.н. Максимова Наталья Владимировна приняла участие в Московском международном салоне образования.
Новости 61 - 80 из 88
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец
Углепластики, которые не горят
Углепластики, которые не горят
Использование ПКМ позволяет снизить массу самолета и сократить таким образом потребление топлива. Кроме того, композиты имеют и ряд других преимуществ перед металлами: из них можно изготавливать крупногабаритные детали сложной формы, облегчая тем самым сборку изделия, композиты меньше подвержены усталости и кроме того позволяют быстрее проводить инженерно-конструкторские работы при разработке новых самолетов. В современных лайнерах крылья, фюзеляж, хвостовое оперение и многие части интерьера сделаны из углепластиков и других ПКМ. Композиты составляют до 50% массы, например, Boeing 787 Dreamliner, а в перспективном российском самолете МС-21 впервые в мире применили технологию вакуумной инфузии для получения интегральных силовых элементов крыла длиной 25 м из углепластика с целью удешевления сборки и улучшения характеристик самолета.
Применение композитов не ограничено авиацией, всем хорошо известен спортинвентарь из «карбона»: велосипеды, клюшки, удочки, шлемы для сноуборда и многое другое. Серийно производятся электромобили BMW i3 и BMW i7, кузова которых почти полностью углепластиковые. Практически все современные яхты и лодки строят из стеклопластиков (они недорогие и не ржавеют), ПКМ широко используются в ветроэнергетике, да и вообще там, где важна экономия веса или высокая химическая устойчивость.
Но все-таки применение ПКМ ограничено их природой. Матрица (или связующее), призванная обеспечивать совместную работу армирующих волокон — это полимер или, другими словами, пластик. А пластики при нагревании размягчаются и горят, то есть применять сейчас ПКМ там, где есть высокие температуры, невозможно. С 1980-х годов в США начали разрабатывать новый класс термореактивных полимерных связующих — фталонитрилы. Отвержденные фталонитрилы размягчаются при температурах выше 400 , разлагаются выше 500 и практически не горят. Благодаря термостойкости композиты с фталонитрильными матрицами очень перспективны для замены частей реактивных двигателей, капотов, конструирования тепловых щитов спускаемых космических аппаратов, обшивки гиперзвуковых самолетов, производства термостойкой электроизоляции, оснасток для производства термопластичных композитов. А негорючесть открывает перспективы для производства деталей интерьеров поездов, самолетов, космических кораблей и подводных лодок.
Долгие годы применению фталонитрилов мешала их нетехнологичность: требовались высокие температуры переработки, при которых время получения изделия сильно ограничивалось быстро протекающими химическими реакциями сшивки, или использование растворов.
Нам удалось улучшить технологичность фталонитрилов благодаря синтезу новых мономеров, содержащих гибкие фрагменты в структуре молекулы. Наши фталонитрилы легкоплавкие, и перерабатывать их можно в условиях, близких к условиям переработки авиационных эпоксидных смол с высокими эксплуатационными характеристиками. В итоге мы первыми в мире получили связующие, позволяющие использовать фталонитрилы в эффективных безавтоклавных методах формования ПКМ. Важно отметить, что подход, основанный на получении гибкоцепочечных фталонитрильных олигомеров, был известен и ранее. Но при этом синтез таких смол было сложен, и при их использовании наблюдалось снижение механических характеристик отвержденной матрицы. Введение гибкого, но короткого фосфатного мостика в структуру фталонитрила позволило нам избежать этой проблемы. Более того, фосфаты известны как антипирены, за счет чего в качестве дополнительного преимущества мы увеличили устойчивость наших матриц к окислению и горению. Наши углепластики можно нагреть докрасна и при этом не нарушится структура материала и не произойдет расслоения, характерного для композиционных материалов с другими известными матрицами.
Возможно, уже скоро мы будем летать на самолетах, в конструкции двигателей которых будут использоваться наши композиты. Уже сейчас, лопатки вентилятора газотурбинного двигателя, а это единственная часть двигателя, которую мы видим, делают из углепластиков. Такие лопатки даже выставлялись в Нью-Йоркском музее современного искусства. На входе в двигатель воздух холодный, поэтому можно использовать эпоксидные матрицы. Мы же поставили себе цель забраться глубже — в компрессор низкого давления, где температуры доходят до 320 . Сейчас туда устанавливают лопатки из металлов, но углепластик позволит снизить массу всего ротора, а значит, выиграть в энергии, необходимой на его раскрутку. Кроме того, двигатели оснащены защитой на случай отрыва лопатки от ротора. И тут мы получаем преимущество: чем легче лопатка, тем легче защита. То есть снижение массы одной лопатки нелинейно снижает массу двигателя и всего самолета.
Что интересно, в процессе работы над составами связующих мы открыли ранее не описанную сополимеризацию между фталонитрилами и бензонитрилами, в результате чего внесли вклад не только в технологию, но и в науку. Знания, полученные во время фундаментальных исследований, позволили нам получить прикладные результаты и разработать новый класс технологических добавок к полимерам.
Во время демонстрации на международных выставках наши материалы заинтересовали предприятия авиакосмической, автомобильной, судостроительной и технологической промышленности не только в России, но и за рубежом. В связи с этим совместно с индустриальным партнером АО НПО «Унихимтек» было принято решение о создании опытного производства фталонитрильных связующих, получившее поддержку Министерства науки и высшего образования России. Таким образом, нам удалось проделать путь от колбы в химической лаборатории до комплекса материалов и прототипов изделий. Создана опережающая технология, которая позволит значительно расширить круг применений ПКМ и создать новые высокотехнологичные рабочие места.
Борис Булгаков, кандидат химических наук, старший научный сотрудник кафедры химической технологии и новых материалов химического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова
Ознакомиться с материалом на сайте газеты Коммерсантъ