Новости кафедры
02.09.2024
Начало учебного года 2024
Дорогие коллеги и студенты, кафедра химической технологии и новых материалов поздравляет вас с началом учебного года!
30.08.2024
Финал Всероссийского конкурса ИНТЭРА по направлению Композитные материалы
Результатом конкурса были тестовые полеты квадрокоптера, собранного на изготовленном методом вакуумной инфузии карбоновом корпусе.
21.08.2024
Летняя технологическая практика в городе Северск Томской области
В ходе прохождения практики студенты познакомились с полным циклом произодственного комплекса от подготовки сырья до утилизации отходов отработанных ядерных материалов.
02.07.2024
Студенты химфака на практике в «Норникеле»
Летом 2024 года студенты Химического факультета впервые приехали на химико-технологическую практику в Заполярный филиал крупнейшей российской горно-металлургической компании «Норникель».
28.06.2024
Летняя школа учителей химии в гостях на кафедре ХТиНМ
06.06.2024
В Тульской области появится производство химических компонентов и композиционных материалов
Новости с ПМЭФ-2024
31.05.2024
Защита дипломных работ на кафедре
02.05.2024
16-я Международная конференция «Углерод: фундаментальные проблемы науки, материаловедение, технология».
С 30 октября по 1 ноября 2024 года в г. Москве на площадке Химического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова будет проходить 16-я Международная конференция «Углерод: фундаментальные проблемы науки, материаловедение, технология».
04.04.2024
Защита кандидатской диссертации
Поздравляем Посохову Светлану с успешной защитой кандидатской диссертации!
04.03.2024
Поздравляем с присуждением повышенной стипендии студентку кафедры Волкову Светлану!
12.02.2024
Премия Правительства Москвы молодым учёным
08.12.2023
Экскурсия студентов разных ВУЗов России по кафедре
20.11.2023
Экскурсия на производство группы компаний УНИИХМТЕК
12.11.2023
Итоги III Зезинской школы-конференции для молодых ученых
29.10.2023
Юбилей профессора Ионова Сергея Геннадьевича!
10.07.2023
Поздравляем с защитой кандидатской диссертации Владислава Алешкевича!
27.06.2023
Результаты конкурса на соискание медалей Российской академии наук
Поздравляем кандидата химических наук, доцента кафедры Дейнеко Дину Валерьевну!
15.05.2023
Делегации из разных ВУЗов в гостях на кафедре ХТиНМ
18.04.2023
Победители подсекции «Химическая технология и новые материалы»
Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых учёных Ломоносов-2023
Новости 1 - 20 из 84
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец
Новая школа для новых материалов
Новая школа для новых материалов
Почему в России не хватает специалистов по композитам, как заинтересовать школьников новыми материалами и кто такие прочнисты, в интервью Indicator.Ru рассказал руководитель «Школы перспективных материалов», старший научный сотрудник кафедры химической технологии и новых материалов химического факультета МГУ Борис Булгаков.— Новые материалы — постоянная тема для научных новостей. При этом их внедрение чаще всего преподносят все же как дело будущего. Расскажите, пожалуйста, в каких отраслях новые материалы уже востребованы в полной мере?
— Композиционные материалы, например те, которыми занимается наша кафедра, применяются во многих отраслях, прежде всего в авиации и космосе. Композиты составляют 50% массы последнего Boeing 787 Dreamliner и чуть более 30% российского лайнера МС-21, у которого монолитные панели кессона крыла впервые в мире выполнены из углепластиков по технологии «черное крыло». Их производят методом вакуумной инфузии на предприятии «Аэрокомпозит» в Ульяновске. Коллектив нашей кафедры активно участвовал в разработке этой технологии.
Сейчас конструкционные композиты актуальны для производства всех изделий, которые должны быть одновременно прочными и легкими: в автомобилестроении, особенно для создания электромобилей, и альтернативной энергетике, для протезирования и производства спортинвентаря. Из углепластиков делают хоккейные клюшки, шлемы и другие элементы защиты для спортсменов, велосипедные рамы, удочки… Кстати, применение композитов началось с изготовления лодок из стеклопластиков. Сейчас из них делают как прогулочные яхты, так и небольшие монолитные лодки. Используют композиты и в строительстве. Например, их применяли для усиления прочности конструкции Евротоннеля. Из полимерных композиционных материалов в разных странах, в том числе в России, воздвигают облегченные мосты как для временной, так и для постоянной переправы. Востребованы композиты и на предприятиях, где из-за наличия коррозионной среды нельзя использовать металл. Например, в текстильной и бумажной промышленности из-за применения хлорных отбеливателей для эксплуатации требуются емкости и трубы из стеклопластика.
— Что послужило поводом для создания «Школы перспективных материалов»? Почему сейчас целесообразно привлекать внимание школьников к этой области?
— В первую очередь потребность в кадрах. Занимаясь испытанием новых материалов, Центр испытаний, сертификации и стандартизации функциональных материалов и технологий (ЦИСиС ФМТ) активно взаимодействует с предприятиями по производству композитов. В ходе этой деятельности был выявлен существенный дефицит квалифицированных инженеров, техников и технологов. Отсюда и появилась идея начать привлекать интерес молодежи к нашей отрасли как можно раньше, еще на уровне школы. Такую инициативу ЦИСиС озвучил перед руководством МГУ имени М. В. Ломоносова как основной кузницы научных кадров для нашей страны, а мы, в свою очередь, обратились с инициативой создания «Школы перспективных материалов» в негосударственный институт развития «Иннопрактика». Сначала проект был отобран рабочей группой, затем состоялась его презентация перед участниками комиссии по проектам развития, за которой последовало решение о поддержке. Цели проекта во многом совпадают с миссией «Иннопрактики» — вовлечением старшеклассников в проектную деятельность в рамках реализации тех или иных образовательных программ с дальнейшим тиражированием полученного опыта в регионы России.
Наша непосредственная задача заключается в том, чтобы рассказывать школьникам о новых материалах, показывать их, давать потрогать руками и, конечно же, разъяснять, как и для чего они получены, как можно и нужно с ними работать. Это помогает детям понять, что без перспективных материалов невозможен прогресс, с их применением связаны все технологические достижения, дает им возможность проявить интерес к области композиционных материалов и сделать осознанный выбор относительно получения дальнейшего образования.
— Какие траектории развития в вашей области могут выбрать для себя сегодняшние школьники?
— Область создания композиционных материалов находится на стыке разных наук и технологических направлений. Например, только в рамках моей специализации — полимерных композитов — существует целая цепочка создания нового материала. Поскольку композит состоит из двух базовых компонентов — полимерной матрицы и армирующего наполнителя, которым может быть углеродное или, например, стеклянное волокно, для его создания требуются знания в области полимерной науки и неорганической химии, технологий получения волокна и текстильной переработки. При этом нельзя просто взять и соединить полимер и волокно — нужно разработать технологию получения композита, а потом испытать ее на практике.
Испытания — это глаза и уши всей науки. Без испытаний ничего не создается, а потому разработка методики их проведения и ее апробация составляют еще одну карьерную траекторию в рассматриваемой профессии. Те, кто предрасположен к четкой работе по уже созданным методикам, могут заняться контролем и обеспечением качества процесса изготовления изделий из композитов. Конструкторы трудятся над внешним обликом изделия, формируют принципы его работы, создают 3D-модель и чертежи. Инженеры-расчетчики — или, как мы их называем, прочнисты — подбирают оптимальную схему армирования композита и рассчитывают прочность деталей. Отдельным направлением работы является 3D-печать при прототипировании. Ошибки при выкладке деталей могут привести к получению дефектных партий, поэтому сейчас процессы выкладки и раскройки автоматизируются — тут нужны специалисты по робототехнике. И все это, по сути, только верхушка полного цикла создания материала, сопровождающегося множеством нюансов.
В композитной отрасли нужны специалисты по разным дисциплинам, и все они должны взаимодействовать и понимать, что конкретно происходит на каждой стадии и почему так важны те или иные производственные моменты. Наша программа ориентирована на формирование у школьников цельного представления об этом процессе, причем мы делаем упор на практику, предоставляя детям возможность самостоятельно определить, чему им хотелось бы учиться дальше.
— Как вы проводили отбор участников «Школы композитных материалов»? Какими базовыми знаниями они должны располагать к началу занятий?
— Сначала мы распространили информацию о проекте по школам, в первую очередь по профильным и расположенным близко к ЦМИТ «Территория творчества», где проходят занятия. Соответствующие данные были размещены на сайте ЦИСиС. Заявку на обучение в «Школе композитных материалов» мог подать кто угодно, но основной интерес все же наблюдался со стороны учащихся профильных школ. Студенты колледжей тоже изъявили желание участвовать в проекте, но их было немного. Затем мы провели в школах профориентационные лекции обо всех направлениях обучения в школе и мастер-классы по изготовлению композиционных материалов, после чего предложили ученикам заполнить анкеты. Нам было важно выявить их мотивацию на изучение данной области. Анкеты среди прочего включали и общие технические вопросы, но они были направлены на проверку не столько знаний, сколько базовой логики и наличия конкретной заинтересованности. На основе анализа полученных данных мы и проводили набор. Осенью 2019 года лекции прослушало примерно 660 школьников и студентов, а на обучающие курсы были отобраны 62 человека.
— Сколько курсов вы уже провели, и как они проходили?
— Два курса мы провели осенью, а в феврале начали третий, но из-за пандемии коронавируса школы закрылись и обучение последнего потока, а также проведение итогового конкурса пришлось перенести на сентябрь-октябрь.
Мы ведем обучение по трем направлениям: полимерные композиты; 3D-моделирование, прототипирование и печать; углеродные материалы. Рассказывая о них во время профориентационных лекций, мы наглядно показывали, что именно ребята будут делать в рамках каждого курса, и они выбирали интересующее их направление. Некоторые выразили желание обучаться сразу по двум направлениям.
Расписание мы составляли для каждого ученика индивидуально — с учетом основных занятий в своей школе и возраста, поскольку работаем с разновозрастными учащимися с 8-го по 11-й класс. Ребята приходили к нам в разные дни, но регулярно, и выполняли учебные и практические задачи: собирали образцы из композитов, что-то моделировали и распечатывали на принтере. Фундаментальное направление связано с углеродными материалами — ученики узнают о разных модификациях углерода, изучают процесс терморасширения графита. Им очень интересно видеть, как из малого количества графитового порошка можно получить массу пены и в зависимости от степени расширения создать целую линейку разных материалов. На курсе учат тому, как обрабатывать графит для этих целей.
Проведение каждого 16-часового курса занимало около месяца, по итогам внутренних конкурсов мы отобрали для проектной работы 16 человек. Впоследствии эти ученики выполнили мини-исследования — полноценные школьные проекты.
— Расскажите, пожалуйста, подробнее об их проектах.
— Например, участники выкладывали из полимерного композита определенные изделия. Изучив предложенные варианты связующих и наполнителей, они размышляли над тем, как выложить бумеранг, скейтборд, дугу для лука или какой-то другой объект. Один из проектов ребята выполняли совместно со школьным: у нас напечатали на 3D-принтере корпус для ракеты, а в своей школе сделали «начинку», для того чтобы она взлетела. Идея проектной работы заключается в том, чтобы задействовать потенциал и способности школьника, а мы подсказываем, как лучше выполнить задачу. Не все получается с первой попытки, зато нарабатывается практика. К тому же каждый проект сопровождается оформлением теоретической части — обоснованием выбора тех или иных материалов и указанием преимуществ готового изделия.
Запланированный на весну нынешнего года конкурс проектов теперь состоится только осенью, после проведения нами третьего курса обучения. Участники конкурса будут выступать с презентациями перед нашими экспертами, а также представителями других вузов и компаний отрасли. Возможно, кто-то предложит им пройти у себя стажировку, когда они станут студентами.
— Планируется ли тиражирование вашего опыта в регионах?
— В рамках поддержки, оказываемой проекту «Иннопрактикой», была предусмотрена задача тиражирования методики в регионы. Сейчас у нас в планах работа в Тульской области, где уже имеются предприятия композитного направления, а также создаются новые, в связи с чем есть заинтересованность в подпитке кадрами. Там оборудованы площадки для проведения кружков по другим направлениям, которыми мы тоже можем воспользоваться. Так что тиражирование нашего проекта может начаться именно с этого региона.
— Вы даете школьникам, проявляющим интерес к композитной отрасли, шанс ближе познакомиться с ней, а дальше они должны поступить в вуз и освоить выбранную профессию. Как, на ваш взгляд, должна быть выстроена вся система подготовки специалистов для вашей отрасли?
— Недостаток специалистов в нашей отрасли сформировался именно из-за отсутствия междисциплинарной подготовки. В России много вузов, где готовят специалистов высокого уровня, но либо узкоспециализированных, либо, наоборот, с фундаментальной подготовкой, не ориентированных на решение конкретных задач. Для развития композитного направления нужны специалисты с широким кругозором, располагающие знаниями о том, где, зачем и как используется тот или иной композит, что из него можно сделать, а что нельзя. Специализация у каждого может быть своя, но общее представление нужно иметь всем.
Согласно моему личному мнению, которое отражает и мнение преподавателей кафедры химической технологии и новых материалов, в настоящее время специалистов, полностью соответствующих требованиям композитной отрасли, не готовят нигде. Но мы стремимся к решению этой задачи: активно привлекаем студентов к работе по проектам наших партнеров, увязываем дипломные работы выпускников с реальными задачами, создаем новые программы, пока на уровне магистратуры. Отрасль сейчас активно развивается, и не только мы занимаемся внедрением в ней дополнительного образования. Есть еще, например, центры компетенций WorldSkills, в разных технических вузах создаются новые программы обучения. Я считаю, что надо очень много работать на разных уровнях, чтобы преодолеть разрыв и выстроить процесс обучения на уровне ведущих стран.
Читать интервью на сайте информационно-сервисного портала Индикатор.