Тел.:   +7(495) 939-36-07 Факс: +7(495) 939-33-16

Новости кафедры

04.03.2024 Поздравляем с присуждением повышенной стипендии студентку кафедры Волкову Светлану!

12.02.2024 Премия Правительства Москвы молодым учёным

Поздравляем кандидата химических науку, доцента кафедры 
Дейнеко Дину Валерьевну с присуждением премии!

08.12.2023 Экскурсия студентов разных ВУЗов России по кафедре

20.11.2023 Экскурсия на производство группы компаний УНИИХМТЕК

Преподаватели и студенты посетили цеха трёх направлений деятельности ГК УНИХИМТЕК

12.11.2023 Итоги III Зезинской школы-конференции для молодых ученых

Поздравляем аспирантку нашей кафедры Алексанову Анастасию с Дипломом I степени!

29.10.2023 Юбилей профессора Ионова Сергея Геннадьевича!

10.07.2023 Поздравляем с защитой кандидатской диссертации Владислава Алешкевича!

27.06.2023 Результаты конкурса на соискание медалей Российской академии наук
Поздравляем кандидата химических наук, доцента кафедры Дейнеко Дину Валерьевну! 



15.05.2023 Делегации из разных ВУЗов в гостях на кафедре ХТиНМ

18.04.2023 Победители подсекции «Химическая технология и новые материалы»
Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых учёных Ломоносов-2023

09.03.2023 Награждение медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени профессора Лазоряка Богдана Иосиповича

25.01.2023 Заслуженный профессор МГУ
Лазоряк Богдан Иосипович

28.12.2022 Композиты — материалы будущего. Мастер-классы для школьников России от преподавателей кафедры ХТиНМ

09.12.2022 Поздравляем с успешной защитой диссертационной работы выпускника нашей кафедры Никифорова Ивана Валерьевича!

07.12.2022 Награждение премией имени академика РАН Б.В.Дерягина студента 6 курса Химического факультета Денмана Ноеля

27.10.2022 Экскурсия по кафедре для школы №119

20.10.2022 Стажировки преподавателей на заводах ПАО «Газпром»
Продолжаются стажировки преподавателей МГУ в рамках программы повышения квалификации между МГУ и Газпромом 

09.10.2022 Лекции преподавателей кафедры в лектории Химического факультета на Фестивале НАУКА 0+
На Химическом факультете прошла лекционная часть Фестиваля НАУКА 0+ —  одного из крупнейших просветительских проектов в области популяризации науки.

08.10.2022 Алмазы – «из грязи в князи»
Лекция об алмазах доцента кафедры ХТиНМ Максимовой Натальи Владимировны в рамках проекта «Университетские субботы».

21.08.2022 Разработки лабораторий кафедры ХТиНМ на форуме «Армия-2022»
15 - 21 августа 2022 


Новости 1 - 20 из 74
Начало | Пред. | 1 2 3 4 | След. | Конец

Из чего делают спутники?

24.04.2019

Из чего делают спутники?

Благодаря спутникам у нас есть телевидение, мы можем осуществлять коммуникацию и вести научную деятельность. Первые спутники делали из алюминиево-магниевого сплава, а затем стали создавать из титанового.

В XXI веке металлы все чаще заменяют углепластиками — композиционными материалами, состоящими из углеродных волокон и полимерных смол. Например, ученые из России и США разрабатывают конструкции из композиционных материалов для замены пилотируемого отсека на основе алюминиевого сплава.

Почему углепластик? Дело в том, что он весит на 30–35% меньше, чем алюминиевые сплавы. Чтобы вывести один килограмм на ближнюю орбиту, нужно потратить примерно 50 тысяч долларов. А если говорить о межпланетном перелете, затраты растут в геометрической прогрессии. У спутников, сделанных из углепластика, увеличивается срок эксплуатации, прочность и надежность, что приводит к снижению затрат на производство.

Например, «Федерация» — многоразовый пилотируемый корабль, у которого основная часть состоит из углепластика. Однако пилотируемая часть, где находятся люди, состоит из металла. Почему из композиционных материалов не делают пилотируемый отсек? Дело в том, что, когда люди разрабатывали первые такие отсеки, углепластики не существовали. Сейчас, чтобы заменить материал, нужно произвести ряд экспериментов. Ученые их проводят, а нам остается ждать результатов.

PPTS-new-2015.jpg
Макет «Федерации» // wikipedia.org

Одна из проблем, с которой нам приходится сталкиваться, — космический мусор. Ступени ракет и части сломанных космических аппаратов наносят огромный урон спутникам. Ни один из них не может выдержать столкновение с деталью, летящей к нему на огромной скорости, в том числе и спутник, сделанный из углепластика. А главное, человечество еще не придумало системы защиты аппаратов и уборки космического мусора.

Современные методы позволяют сделать детали для спутника с помощью аддитивных технологий. Печать спутника на 3D-принтере целиком неэффективна: мы потратим огромное количество времени и денег на каркас, когда его достаточно вырезать из сплошного материала.

В зависимости от того, какое воздействие будет испытывать материал в будущем, применяются разные методы укладки углеродного волокна. Однако, если мы неправильно его уложим, могут образоваться пустоты. Для космической сферы, если аппараты герметичны, это не критично, чего нельзя сказать об авиации. Обычно считается, что допустимый уровень пористости композиционного материала в авиации — менее 3%. Самолеты летают в самых разных погодных условиях: дождь, снег, гроза. Из-за того, что поры заполняются водой, происходит деградация материала. Раскачивается матрица композита, что может привести к разрушению самолета.

Мы получили от алюминиевых сплавов все что могли, поэтому их все больше и больше заменяют титановые. Несмотря на то что у титановых сплавов плотность в полтора раза выше, чем у алюминиевых, они гораздо прочнее, из-за чего выходят на первый план. Однако если алюминиевых сплавов сейчас производится около 60 миллионов тонн, то титана — только 250 тысяч тонн.

Поэтому если говорить о тенденциях в аэрокосмической отрасли, то алюминий замещается, с одной стороны, титаном (в областях, где нельзя отказаться от металла), а с другой — углепластиками, которые все больше будут применяться во многих сферах производства.


Прочитать статью на сайте ПостНауки.


Возврат к списку