Новости кафедры
15.05.2023
Делегации из разных ВУЗов в гостях на кафедре ХТиНМ
18.04.2023
Победители подсекции «Химическая технология и новые материалы»
Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых учёных Ломоносов-2023
25.01.2023
Заслуженный профессор МГУ
Лазоряк Богдан Иосипович
28.12.2022
Композиты — материалы будущего. Мастер-классы для школьников России от преподавателей кафедры ХТиНМ
27.10.2022
Экскурсия по кафедре для школы №119
20.10.2022
Стажировки преподавателей на заводах ПАО «Газпром»
Продолжаются стажировки преподавателей МГУ в рамках программы повышения квалификации между МГУ и Газпромом
09.10.2022
Лекции преподавателей кафедры в лектории Химического факультета на Фестивале НАУКА 0+
На Химическом факультете прошла лекционная часть Фестиваля НАУКА 0+ — одного из крупнейших просветительских проектов в области популяризации науки.
08.10.2022
Алмазы – «из грязи в князи»
Лекция об алмазах доцента кафедры ХТиНМ Максимовой Натальи Владимировны в рамках проекта «Университетские субботы».
21.08.2022
Разработки лабораторий кафедры ХТиНМ на форуме «Армия-2022»
15 - 21 августа 2022
20.08.2022
Научно-технический конкурс «ИнтЭРА» и кафедра ХТиНМ
Композитное направление кафедры на конкурсе «ИнтЭРА»
29.06.2022
Всероссийский съезд учителей и преподавателей химии
27 июня – 01 июля 2022 года в МГУ имени М.В. Ломоносова прошел Всероссийский съезд учителей и преподавателей химии.
24.06.2022
Победа в конкурсе «Возобновляемая энергия планеты»
Аспирант нашей кафедры Михаил Прохоренков второй год подряд становится победителем конкурса «Возобновляемая энергия планеты»!
31.05.2022
Защита дипломов! Ура!
Любимое ежегодное событие на кафедре ХТиНМ!
25.01.2022
Церемония награждения званием «Почётный профессор МГУ»
Ректор МГУ академик Виктор Антонович Садовничий вручил диплом почетного профессора Московского университета заведующему нашей кафедрой Виктору Васильевичу Авдееву.
17.11.2021
Сотрудники кафедры на форуме «Композиты без границ»
Победа в номинации «R&D разработки в области композитов» в рамках IV конкурса среди лидеров композитной индустрии в России «Композиты без границ. AWARDS».
17.09.2021
Защита кандидатской диссертации Дихтяра Юрия Юрьевича
Цинк-замещенные люминофоры со структурой бета-трикальцийфосфата
Новости 1 - 20 из 66
Начало | Пред. | 1 2 3 4 | След. | Конец
Из чего делают спутники?
Из чего делают спутники?
Благодаря спутникам у нас есть телевидение, мы можем осуществлять коммуникацию и вести научную деятельность. Первые спутники делали из алюминиево-магниевого сплава, а затем стали создавать из титанового.
В XXI веке металлы все чаще заменяют углепластиками — композиционными материалами, состоящими из углеродных волокон и полимерных смол. Например, ученые из России и США разрабатывают конструкции из композиционных материалов для замены пилотируемого отсека на основе алюминиевого сплава.
Почему углепластик? Дело в том, что он весит на 30–35% меньше, чем алюминиевые сплавы. Чтобы вывести один килограмм на ближнюю орбиту, нужно потратить примерно 50 тысяч долларов. А если говорить о межпланетном перелете, затраты растут в геометрической прогрессии. У спутников, сделанных из углепластика, увеличивается срок эксплуатации, прочность и надежность, что приводит к снижению затрат на производство.
Например, «Федерация» — многоразовый пилотируемый корабль, у которого основная часть состоит из углепластика. Однако пилотируемая часть, где находятся люди, состоит из металла. Почему из композиционных материалов не делают пилотируемый отсек? Дело в том, что, когда люди разрабатывали первые такие отсеки, углепластики не существовали. Сейчас, чтобы заменить материал, нужно произвести ряд экспериментов. Ученые их проводят, а нам остается ждать результатов.

Макет «Федерации» // wikipedia.org
Одна из проблем, с которой нам приходится сталкиваться, — космический мусор. Ступени ракет и части сломанных космических аппаратов наносят огромный урон спутникам. Ни один из них не может выдержать столкновение с деталью, летящей к нему на огромной скорости, в том числе и спутник, сделанный из углепластика. А главное, человечество еще не придумало системы защиты аппаратов и уборки космического мусора.
Современные методы позволяют сделать детали для спутника с помощью аддитивных технологий. Печать спутника на 3D-принтере целиком неэффективна: мы потратим огромное количество времени и денег на каркас, когда его достаточно вырезать из сплошного материала.
В зависимости от того, какое воздействие будет испытывать материал в будущем, применяются разные методы укладки углеродного волокна. Однако, если мы неправильно его уложим, могут образоваться пустоты. Для космической сферы, если аппараты герметичны, это не критично, чего нельзя сказать об авиации. Обычно считается, что допустимый уровень пористости композиционного материала в авиации — менее 3%. Самолеты летают в самых разных погодных условиях: дождь, снег, гроза. Из-за того, что поры заполняются водой, происходит деградация материала. Раскачивается матрица композита, что может привести к разрушению самолета.
Мы получили от алюминиевых сплавов все что могли, поэтому их все больше и больше заменяют титановые. Несмотря на то что у титановых сплавов плотность в полтора раза выше, чем у алюминиевых, они гораздо прочнее, из-за чего выходят на первый план. Однако если алюминиевых сплавов сейчас производится около 60 миллионов тонн, то титана — только 250 тысяч тонн.
Поэтому если говорить о тенденциях в аэрокосмической отрасли, то алюминий замещается, с одной стороны, титаном (в областях, где нельзя отказаться от металла), а с другой — углепластиками, которые все больше будут применяться во многих сферах производства.
Прочитать статью на сайте ПостНауки.