Тел.:   +7(495) 939-36-07 Факс: +7(495) 939-33-16

Новости кафедры

04.04.2024 Защита кандидатской диссертации
Поздравляем Посохову Светлану с успешной защитой кандидатской диссертации!

04.03.2024 Поздравляем с присуждением повышенной стипендии студентку кафедры Волкову Светлану!

12.02.2024 Премия Правительства Москвы молодым учёным

Поздравляем кандидата химических науку, доцента кафедры 
Дейнеко Дину Валерьевну с присуждением премии!

08.12.2023 Экскурсия студентов разных ВУЗов России по кафедре

20.11.2023 Экскурсия на производство группы компаний УНИИХМТЕК

Преподаватели и студенты посетили цеха трёх направлений деятельности ГК УНИХИМТЕК

12.11.2023 Итоги III Зезинской школы-конференции для молодых ученых

Поздравляем аспирантку нашей кафедры Алексанову Анастасию с Дипломом I степени!

29.10.2023 Юбилей профессора Ионова Сергея Геннадьевича!

10.07.2023 Поздравляем с защитой кандидатской диссертации Владислава Алешкевича!

27.06.2023 Результаты конкурса на соискание медалей Российской академии наук
Поздравляем кандидата химических наук, доцента кафедры Дейнеко Дину Валерьевну! 



15.05.2023 Делегации из разных ВУЗов в гостях на кафедре ХТиНМ

18.04.2023 Победители подсекции «Химическая технология и новые материалы»
Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых учёных Ломоносов-2023

09.03.2023 Награждение медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени профессора Лазоряка Богдана Иосиповича

25.01.2023 Заслуженный профессор МГУ
Лазоряк Богдан Иосипович

28.12.2022 Композиты — материалы будущего. Мастер-классы для школьников России от преподавателей кафедры ХТиНМ

09.12.2022 Поздравляем с успешной защитой диссертационной работы выпускника нашей кафедры Никифорова Ивана Валерьевича!

07.12.2022 Награждение премией имени академика РАН Б.В.Дерягина студента 6 курса Химического факультета Денмана Ноеля

27.10.2022 Экскурсия по кафедре для школы №119

20.10.2022 Стажировки преподавателей на заводах ПАО «Газпром»
Продолжаются стажировки преподавателей МГУ в рамках программы повышения квалификации между МГУ и Газпромом 

09.10.2022 Лекции преподавателей кафедры в лектории Химического факультета на Фестивале НАУКА 0+
На Химическом факультете прошла лекционная часть Фестиваля НАУКА 0+ —  одного из крупнейших просветительских проектов в области популяризации науки.

08.10.2022 Алмазы – «из грязи в князи»
Лекция об алмазах доцента кафедры ХТиНМ Максимовой Натальи Владимировны в рамках проекта «Университетские субботы».


Новости 1 - 20 из 75
Начало | Пред. | 1 2 3 4 | След. | Конец

Полимер, способный заменить алюминий и титан

Полимер, способный заменить алюминий и титан

Полимер, способный заменить алюминий и титан

На химическом факультете МГУ создали полимер, способный заменить алюминий и титан в авиалайнерах.

Материалы, созданные химиками из МГУ обладают более высокой прочностью, чем авиационный титан или алюминий, что делает реальным создание сверхлегких авиалайнеров и спутников, говорится в статьях, опубликованных в Journal of Applied Polymer Science и European Polymer Journal.

Группа сотрудников кафедры химической технологии МГУ под руководством ведущего научного сотрудника Алексея Валерьевича Кепмана занимается конструкционными полимерными композиционными материалам. Из них изготавливают различные конструкции, детали машин, элементы сооружений, воспринимающих силовую нагрузку. В аэрокосмической промышленности требуются ПКМ с повышенными эксплуатационными характеристиками. ПКМ, поясняют специалисты, состоят из полимерной связующей матрицы и армирующего элемента (наполнителя), между которыми есть четкая граница. На примере углепластиков, в качестве армирующего наполнителя может служить углеродная ткань, а в качестве связующего – полиэфирная, эпоксидная смолы, бисмалеимиды, полиимиды и многие другие полимеры.

Современный самолет Boeing 787 Dreamliner на 50% состоит из ПКМ, а истребитель Eurofighter – на все 70%. Создание высокотемпературных ПКМ позволит заменить существующие металлические детали двигателя (например, лопатки компрессора низкого давления) или обшивки сверхзвуковых самолетов на детали из ПКМ.

Химики создали уникальные полимерные матрицы на основе новых фталонитрильных мономеров и получили вещества, из которых легче изготавливать термостойкие детали сложной формы с минимальным количеством соединительных элементов.

«Сейчас температурный диапазон применения ПКМ составляет не более 150°С для самых распространенных материалов и до 250°С – для термостойких. Мы же разработали ПКМ, пригодные для эксплуатации при температурах до 450°С, обладающие при этом простотой переработки, сравнимой с наиболее распространенными в применении для этих целей эпоксидными смолами», – рассказали участники проекта Борис Булгаков и Александр Бабкин.

На сегодняшний день стоимость килограмма титана или алюминиевых сплавов значительно меньше, чем ПКМ, – в 8-10 раз. Но, по словам Бориса Булгакова, изготовление и обслуживание крупных деталей сложной формы из ПКМ в разы дешевле. «Например, крыло из ПКМ условно состоит из 10 элементов, а из металла — из 100. То есть монтаж металлического крыла обходится дороже. К тому же, прочность углепластиков выше, чем у алюминия, в 6-8 раз, а удельный вес — ниже в 1,5 раза», – поясняет Борис Булгаков.

ПКМ широко используются для производства автомобилей премиального сегмента, гоночных болидов Формулы 1, самолетов и космических аппаратов. Самолет меньшей массы потребляет значительно меньше топлива и несет большую полезную нагрузку, то есть в долгосрочной перспективе затраты на производство деталей из ПКМ компенсируются экономией на топливе и количестве перевезенных пассажиров и грузов. Кроме того, полимерные композиты дешевле в обслуживании, так как не подвержены коррозии.

Опытные партии материала, синтезированные в лаборатории МГУ, сейчас проходят испытания в Центральном институте авиационного моторостроения (ЦИАМ) имени П.И. Баранова, в Казанском национальном исследовательском техническом университете имени А.Н. Туполева (КАИ) и других организациях.

Оригинал статьи на сайте Научная Россия. 


Возврат к списку