Новости кафедры
13.01.2025
Вручение Премии имени И.И.Шувалова за научную деятельность II степени Дейнеко Дине Валерьевне
31.12.2024
Стипендии Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова на 2025 год
Аспирантам кафедры
23.12.2024
Итоги Ученого совета МГУ
Почетное звание «Заслуженный преподаватель Московского университета» присвоено
Мамонтову Владимиру Александровичу, доценту кафедры
22.11.2024
Опубликован список победителей VI Зезинской школы-конференции
Среди победителей в конкурсе докладов молодых ученых аспирант кафедры Асанов Рустам Камилевич
14.11.2024
Марат Хуснуллин и Дмитрий Чернышенко посетили МГУ
Вице-премьеры во время визита в МГУ познакомились с разработками кафедры химической технологии и новых материалов, кафедры неорганической химии химического факультета, а также ФНМ
08.11.2024
220 лет кафедре Химической технологии и новых материалов!
06.11.2024
Вручение докторского диплома Дейнеко Д.В.
Состоялось вручение докторских дипломов на заседании Большого ученого совета МГУ
30.10.2024
16-я Международная конференция «Углерод: фундаментальные проблемы науки, материаловедение, технология»
Конференция посвящена 220-летию кафедры химической технологии и новых материалов МГУ имени М.В.Ломоносова
02.09.2024
Начало учебного года 2024
Дорогие коллеги и студенты, кафедра химической технологии и новых материалов поздравляет вас с началом учебного года!
30.08.2024
Финал Всероссийского конкурса ИНТЭРА по направлению Композитные материалы
Результатом конкурса были тестовые полеты квадрокоптера, собранного на изготовленном методом вакуумной инфузии карбоновом корпусе.
21.08.2024
Летняя технологическая практика в городе Северск Томской области
В ходе прохождения практики студенты познакомились с полным циклом произодственного комплекса от подготовки сырья до утилизации отходов отработанных ядерных материалов.
02.07.2024
Студенты химфака на практике в «Норникеле»
Летом 2024 года студенты Химического факультета впервые приехали на химико-технологическую практику в Заполярный филиал крупнейшей российской горно-металлургической компании «Норникель».
28.06.2024
Летняя школа учителей химии в гостях на кафедре ХТиНМ
06.06.2024
В Тульской области появится производство химических компонентов и композиционных материалов
Новости с ПМЭФ-2024
31.05.2024
Защита дипломных работ на кафедре
02.05.2024
16-я Международная конференция «Углерод: фундаментальные проблемы науки, материаловедение, технология».
С 30 октября по 1 ноября 2024 года в г. Москве на площадке Химического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова будет проходить 16-я Международная конференция «Углерод: фундаментальные проблемы науки, материаловедение, технология».
04.04.2024
Защита кандидатской диссертации
Поздравляем Посохову Светлану с успешной защитой кандидатской диссертации!
04.03.2024
Поздравляем с присуждением повышенной стипендии студентку кафедры Волкову Светлану!
12.02.2024
Премия Правительства Москвы молодым учёным
Новости 1 - 20 из 92
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец
Полимер, способный заменить алюминий и титан

Полимер, способный заменить алюминий и титан
На химическом факультете МГУ создали полимер, способный заменить алюминий и титан в авиалайнерах.
Материалы, созданные химиками из МГУ обладают более высокой прочностью, чем авиационный титан или алюминий, что делает реальным создание сверхлегких авиалайнеров и спутников, говорится в статьях, опубликованных в Journal of Applied Polymer Science и European Polymer Journal.
Группа сотрудников кафедры химической технологии МГУ под руководством ведущего научного сотрудника Алексея Валерьевича Кепмана занимается конструкционными полимерными композиционными материалам. Из них изготавливают различные конструкции, детали машин, элементы сооружений, воспринимающих силовую нагрузку. В аэрокосмической промышленности требуются ПКМ с повышенными эксплуатационными характеристиками. ПКМ, поясняют специалисты, состоят из полимерной связующей матрицы и армирующего элемента (наполнителя), между которыми есть четкая граница. На примере углепластиков, в качестве армирующего наполнителя может служить углеродная ткань, а в качестве связующего – полиэфирная, эпоксидная смолы, бисмалеимиды, полиимиды и многие другие полимеры.
Современный самолет Boeing 787 Dreamliner на 50% состоит из ПКМ, а истребитель Eurofighter – на все 70%. Создание высокотемпературных ПКМ позволит заменить существующие металлические детали двигателя (например, лопатки компрессора низкого давления) или обшивки сверхзвуковых самолетов на детали из ПКМ.
Химики создали уникальные полимерные матрицы на основе новых фталонитрильных мономеров и получили вещества, из которых легче изготавливать термостойкие детали сложной формы с минимальным количеством соединительных элементов.
«Сейчас температурный диапазон применения ПКМ составляет не более 150°С для самых распространенных материалов и до 250°С – для термостойких. Мы же разработали ПКМ, пригодные для эксплуатации при температурах до 450°С, обладающие при этом простотой переработки, сравнимой с наиболее распространенными в применении для этих целей эпоксидными смолами», – рассказали участники проекта Борис Булгаков и Александр Бабкин.
На сегодняшний день стоимость килограмма титана или алюминиевых сплавов значительно меньше, чем ПКМ, – в 8-10 раз. Но, по словам Бориса Булгакова, изготовление и обслуживание крупных деталей сложной формы из ПКМ в разы дешевле. «Например, крыло из ПКМ условно состоит из 10 элементов, а из металла — из 100. То есть монтаж металлического крыла обходится дороже. К тому же, прочность углепластиков выше, чем у алюминия, в 6-8 раз, а удельный вес — ниже в 1,5 раза», – поясняет Борис Булгаков.
ПКМ широко используются для производства автомобилей премиального сегмента, гоночных болидов Формулы 1, самолетов и космических аппаратов. Самолет меньшей массы потребляет значительно меньше топлива и несет большую полезную нагрузку, то есть в долгосрочной перспективе затраты на производство деталей из ПКМ компенсируются экономией на топливе и количестве перевезенных пассажиров и грузов. Кроме того, полимерные композиты дешевле в обслуживании, так как не подвержены коррозии.
Опытные партии материала, синтезированные в лаборатории МГУ, сейчас проходят испытания в Центральном институте авиационного моторостроения (ЦИАМ) имени П.И. Баранова, в Казанском национальном исследовательском техническом университете имени А.Н. Туполева (КАИ) и других организациях.
Оригинал статьи на сайте Научная Россия.