Тел.:   +7(495) 939-36-07 Факс: +7(495) 939-33-16

Новости кафедры

29.08.2019 Запуск магистратуры «Химическая технология»

На химическом факультете МГУ имени М.В.Ломоносова впервые запустилась магистерская программа «Химическая технология». Сегодня состоялась первая организационная встреча со студентами магистратуры. 

01.07.2019 Поздравляем Дейнеко Д.В. с получением гранта РНФ!
«Кристаллохимический дизайн новых перспективных материалов со структурными типами витлокит, апатит и аллюодит» 

28.06.2019 Летняя школа учителей химии в МГУ

С 25 по 28 июня на Химическом факультете МГУ проходила Летняя школа для учителей химии. В этом году темой школы стали «Вызовы современности и химическое образование.

21.06.2019 Практика на Крымском содовом заводе

Студенты пятого курса Химического факультета прошли технологическую практику на Крымском содовом заводе. Ребята увидели огромный промышленный комплекс, внутри которого протекают различные химические процессы, и то, как эти процессы можно направить на крупнотоннажный выпуск химической и пищевой продукции. 

17.06.2019 Технологическая практика

Студенты Химического факультета проходят технологическую практику в компании «ИТЕКМА» в Подольске.

31.05.2019 Стажировка сотрудников кафедры на предприятиях Газпрома

Сотрудники кафедры химической технологии и новых материалов прошли стажировку на предприятиях ООО «Газпром добыча Оренбург», где посетили оренбургские газоперерабатывающий и гелиевый заводы. Также коллеги побывали на территории крупнейшего нефтехимического комплекса России, расположенного в Республике Башкортостан в городе Салавате, — ООО «Газпром нефтехим Салават». 

11.04.2019 Московский международный салон образования

Заместитель зав. кафедрой по учебной работе, доцент, к.х.н. Максимова Наталья Владимировна приняла участие в Московском международном салоне образования.

10.04.2019 В МГУ завершилась конференция «Ломоносов-2019»

с 8 по 10 апреля в МГУ проходила международная научная конференция «Ломоносов-2019». Мы благодарим всех участников подсекции «Химическая технология и новые материалы» за то, что провели с нами эти насыщенные три дня и поздравляем победителей!

25.03.2019 В МГУ имени М.В.Ломоносова прошел День открытых дверей

В Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова 24 марта прошёл День открытых дверей, который посетили 5 000 школьников со всей страны.

15.03.2019 День открытых дверей в МГУ

24 марта 2019 года в Московском университете пройдет
общеуниверситетский День открытых дверей.

28.02.2019 Подсекция «Химическая технология и новые материалы» на конференции «Ломоносов-2019»
Официальный сайт подсекции

15.02.2019 Конференция «Ломоносов-2019»

Приглашаем студентов, аспирантов и молодых учёных принять участие в международной научной конференции «Ломоносов-2019»

11.02.2019 Поздравляем Бабкина Александра Владимировича с получением премии!

Старший научный сотрудник кафедры химической технологии и новых материалов МГУ имени М.В. Ломоносова, к.х.н. Александр Владимирович Бабкин получил премию Правительства Москвы молодым учёным.

07.02.2019 Поздравляем Дейнеко Дину Валерьевну с получением премии!

Премию Ю.Т. Стручкова получила доцент кафедры химической технологии и новых материалов Дейнеко Дина Валерьевна за работу "Определение структурной обусловленности свойств в соединениях с тетраэдрическими анионами (PO4)3–, (VO4)3–"

10.01.2019 Возобновлена работа над сайтом
Работа над сайтом возобновлена, в скорости тут появятся новые материалы и будет интегрирован дизайн.


Новости 61 - 75 из 75
Начало | Пред. | 1 2 3 4 | След. | Конец

Из чего делают спутники?

24.04.2019

Из чего делают спутники?

Благодаря спутникам у нас есть телевидение, мы можем осуществлять коммуникацию и вести научную деятельность. Первые спутники делали из алюминиево-магниевого сплава, а затем стали создавать из титанового.

В XXI веке металлы все чаще заменяют углепластиками — композиционными материалами, состоящими из углеродных волокон и полимерных смол. Например, ученые из России и США разрабатывают конструкции из композиционных материалов для замены пилотируемого отсека на основе алюминиевого сплава.

Почему углепластик? Дело в том, что он весит на 30–35% меньше, чем алюминиевые сплавы. Чтобы вывести один килограмм на ближнюю орбиту, нужно потратить примерно 50 тысяч долларов. А если говорить о межпланетном перелете, затраты растут в геометрической прогрессии. У спутников, сделанных из углепластика, увеличивается срок эксплуатации, прочность и надежность, что приводит к снижению затрат на производство.

Например, «Федерация» — многоразовый пилотируемый корабль, у которого основная часть состоит из углепластика. Однако пилотируемая часть, где находятся люди, состоит из металла. Почему из композиционных материалов не делают пилотируемый отсек? Дело в том, что, когда люди разрабатывали первые такие отсеки, углепластики не существовали. Сейчас, чтобы заменить материал, нужно произвести ряд экспериментов. Ученые их проводят, а нам остается ждать результатов.

PPTS-new-2015.jpg
Макет «Федерации» // wikipedia.org

Одна из проблем, с которой нам приходится сталкиваться, — космический мусор. Ступени ракет и части сломанных космических аппаратов наносят огромный урон спутникам. Ни один из них не может выдержать столкновение с деталью, летящей к нему на огромной скорости, в том числе и спутник, сделанный из углепластика. А главное, человечество еще не придумало системы защиты аппаратов и уборки космического мусора.

Современные методы позволяют сделать детали для спутника с помощью аддитивных технологий. Печать спутника на 3D-принтере целиком неэффективна: мы потратим огромное количество времени и денег на каркас, когда его достаточно вырезать из сплошного материала.

В зависимости от того, какое воздействие будет испытывать материал в будущем, применяются разные методы укладки углеродного волокна. Однако, если мы неправильно его уложим, могут образоваться пустоты. Для космической сферы, если аппараты герметичны, это не критично, чего нельзя сказать об авиации. Обычно считается, что допустимый уровень пористости композиционного материала в авиации — менее 3%. Самолеты летают в самых разных погодных условиях: дождь, снег, гроза. Из-за того, что поры заполняются водой, происходит деградация материала. Раскачивается матрица композита, что может привести к разрушению самолета.

Мы получили от алюминиевых сплавов все что могли, поэтому их все больше и больше заменяют титановые. Несмотря на то что у титановых сплавов плотность в полтора раза выше, чем у алюминиевых, они гораздо прочнее, из-за чего выходят на первый план. Однако если алюминиевых сплавов сейчас производится около 60 миллионов тонн, то титана — только 250 тысяч тонн.

Поэтому если говорить о тенденциях в аэрокосмической отрасли, то алюминий замещается, с одной стороны, титаном (в областях, где нельзя отказаться от металла), а с другой — углепластиками, которые все больше будут применяться во многих сферах производства.


Прочитать статью на сайте ПостНауки.


Возврат к списку