Тел.:   +7(495) 939-36-07 Факс: +7(495) 939-33-16

Новости кафедры

21.08.2022 Разработки лабораторий кафедры ХТиНМ на форуме «Армия-2022»
15 - 21 августа 2022 

20.08.2022 Научно-технический конкурс «ИнтЭРА» и кафедра ХТиНМ
Композитное направление кафедры на конкурсе «ИнтЭРА»

29.06.2022 Всероссийский съезд учителей и преподавателей химии

27 июня – 01 июля 2022 года в МГУ имени М.В. Ломоносова прошел Всероссийский съезд учителей и преподавателей химии.


24.06.2022 Победа в конкурсе «Возобновляемая энергия планеты»
Аспирант нашей кафедры Михаил Прохоренков второй год подряд становится победителем конкурса «Возобновляемая энергия планеты»! 

31.05.2022 Защита дипломов! Ура!
Любимое ежегодное событие на кафедре ХТиНМ!

25.01.2022 Церемония награждения званием «Почётный профессор МГУ»
Ректор МГУ академик Виктор Антонович Садовничий вручил диплом почетного профессора Московского университета заведующему нашей кафедрой Виктору Васильевичу Авдееву.

17.11.2021 Сотрудники кафедры на форуме «Композиты без границ»
Победа в номинации «R&D разработки в области композитов» в рамках IV конкурса среди лидеров композитной индустрии в России «Композиты без границ. AWARDS».

29.10.2021 Стажировка сотрудников кафедры на «Заводе по стабилизации конденсата им. В.С. Черномырдина» в Сургуте

17.09.2021 Защита кандидатской диссертации Дихтяра Юрия Юрьевича
Цинк-замещенные люминофоры со структурой бета-трикальцийфосфата

09.09.2021 Лаборатория технологии функциональных материалов на форуме «Армия-2021»

28.08.2021 Кафедра ХТиНМ на научно-техническом конкурсе «ИнтЭРА»

04.08.2021 Дина Валерьевна Дейнеко в Forbes Woman!
Forbes Woman рассказывает о пяти российских женщинах-химиках, проекты и разработки которых открывают человечеству новые перспективы. Среди этих прекрасных женщин и Дина Валерьевна Дейнко, доцент, к.х.н. Наша коллега из лаборатории Технологии функциональных материалов. 

01.06.2021 Защита дипломов у студентов магистратуры «Химическая технология»

28.05.2021 Защита дипломов студентов 6-го курса Химического факультета

20.05.2021 Поздравляем с первой публикацией Алексанову Анастасию!



18.05.2021 Госэкзамены студентов магистратуры Химического факультета

13.05.2021 День открытых дверей лаборатории химии и технологии композиционных материалов

21.04.2021 Поздравляем профессора, заведующего лабораторией технологии функциональных материалов Лазоряка Богдана Иосиповича с днём рождения!

02.04.2021 Защита технологической практики студентов магистратуры

24.03.2021 Победа нашего аспиранта во Всероссийском конкурсе «Возобновляемая энергия планеты – 2020»


Новости 21 - 40 из 75
Начало | Пред. | 1 2 3 4 | След. | Конец

Из чего делают спутники?

24.04.2019

Из чего делают спутники?

Благодаря спутникам у нас есть телевидение, мы можем осуществлять коммуникацию и вести научную деятельность. Первые спутники делали из алюминиево-магниевого сплава, а затем стали создавать из титанового.

В XXI веке металлы все чаще заменяют углепластиками — композиционными материалами, состоящими из углеродных волокон и полимерных смол. Например, ученые из России и США разрабатывают конструкции из композиционных материалов для замены пилотируемого отсека на основе алюминиевого сплава.

Почему углепластик? Дело в том, что он весит на 30–35% меньше, чем алюминиевые сплавы. Чтобы вывести один килограмм на ближнюю орбиту, нужно потратить примерно 50 тысяч долларов. А если говорить о межпланетном перелете, затраты растут в геометрической прогрессии. У спутников, сделанных из углепластика, увеличивается срок эксплуатации, прочность и надежность, что приводит к снижению затрат на производство.

Например, «Федерация» — многоразовый пилотируемый корабль, у которого основная часть состоит из углепластика. Однако пилотируемая часть, где находятся люди, состоит из металла. Почему из композиционных материалов не делают пилотируемый отсек? Дело в том, что, когда люди разрабатывали первые такие отсеки, углепластики не существовали. Сейчас, чтобы заменить материал, нужно произвести ряд экспериментов. Ученые их проводят, а нам остается ждать результатов.

PPTS-new-2015.jpg
Макет «Федерации» // wikipedia.org

Одна из проблем, с которой нам приходится сталкиваться, — космический мусор. Ступени ракет и части сломанных космических аппаратов наносят огромный урон спутникам. Ни один из них не может выдержать столкновение с деталью, летящей к нему на огромной скорости, в том числе и спутник, сделанный из углепластика. А главное, человечество еще не придумало системы защиты аппаратов и уборки космического мусора.

Современные методы позволяют сделать детали для спутника с помощью аддитивных технологий. Печать спутника на 3D-принтере целиком неэффективна: мы потратим огромное количество времени и денег на каркас, когда его достаточно вырезать из сплошного материала.

В зависимости от того, какое воздействие будет испытывать материал в будущем, применяются разные методы укладки углеродного волокна. Однако, если мы неправильно его уложим, могут образоваться пустоты. Для космической сферы, если аппараты герметичны, это не критично, чего нельзя сказать об авиации. Обычно считается, что допустимый уровень пористости композиционного материала в авиации — менее 3%. Самолеты летают в самых разных погодных условиях: дождь, снег, гроза. Из-за того, что поры заполняются водой, происходит деградация материала. Раскачивается матрица композита, что может привести к разрушению самолета.

Мы получили от алюминиевых сплавов все что могли, поэтому их все больше и больше заменяют титановые. Несмотря на то что у титановых сплавов плотность в полтора раза выше, чем у алюминиевых, они гораздо прочнее, из-за чего выходят на первый план. Однако если алюминиевых сплавов сейчас производится около 60 миллионов тонн, то титана — только 250 тысяч тонн.

Поэтому если говорить о тенденциях в аэрокосмической отрасли, то алюминий замещается, с одной стороны, титаном (в областях, где нельзя отказаться от металла), а с другой — углепластиками, которые все больше будут применяться во многих сферах производства.


Прочитать статью на сайте ПостНауки.


Возврат к списку