Новости кафедры
10.02.2021
Съёмки ролика о кафедре
Фотографии со съемок ролика о кафедре химической технологии и новых материалов ❤️
08.02.2021
Технологическая практика студентов магистратуры
28.12.2020
Виктор Васильевич Авдеев награжден Орденом Почета
27.11.2020
Победители конференции Ломоносов-2020
Поздравляем победителей международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов-2020»!
19.11.2020
Международный форум «Университетское образование сегодня и завтра»
В рамках секции «Научно-образовательные консорциумы «Вернадский» выступил профессор МГУ, заведующий кафедрой химической технологии и новых материалов, председатель совета директоров ГК УНИХИМТЕК Авдеев Виктор Васильевич.
20.10.2020
Открытие промышленного комплекса «Тензограф»
Торжественное открытие нового промышленного комплекса «Тензограф» в особой экономической зоне «Узловая». Его продукция – современные безасбестовые высокотемпературные уплотнительные материалы.
18.09.2020
Новая программа повышения квалификации
Кафедра ХТиНМ разработала программу повышения квалификации для специалистов в области химической технологии безасбестовых уплотнительных материалов.
29.03.2020
День открытых дверей в МГУ
29 марта в Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова состоялся первый Виртуальный день открытых дверей.
07.02.2020
Поздравляем Булгакова Б.А. с получением премии!
Старший научный сотрудник кафедры химической технологии и новых материалов МГУ имени М.В. Ломоносова, к.х.н. Борис Анатольевич Булгаков получил премию Правительства Москвы молодым учёным.
22.01.2020
Поздравляем к.х.н., доц. Дейнеко Д.В. с присуждением Стипендии МГУ имени М.В. Ломоносова!
Торжественное заседание, приуроченное к 265-летию Московского Университета и награждение к.х.н., доц. Дейнеко Д.В.
12.01.2020
День открытых дверей
День открытый дверей для абитуриентов Химического
факультета МГУ имени М.В.Ломоносова
28.11.2019
Лаборатория технологии функциональных материалов на 90-летии Химфака
Новые люминофоры от лаборатории технологии функциональных материалов
28.11.2019
Выставка в Фундаментальной библиотеке МГУ
28 ноября в Фундаментальной библиотеке МГУ состоялась Торжественная церемония, посвященная закрытию Международного года Периодической таблицы химических элементов в России и 90-летию химического факультета МГУ.
01.11.2019
Защита кандидатских диссертаций
Сегодня состоялась защита двух кандидатских диссертаций молодых сотрудников кафедры химической технологии и новых материалов.
12.10.2019
Фестиваль NAUKA 0+ и проект «Учёные в школы»
Представители научного сообщества посетили московские школы с научно-популярными выступлениями и рассказами об исследовательской деятельности, о значении науки, её месте в современном мире и влиянии на будущее.
19.09.2019
Мастер-классы про углерод и композиционные материалы
Сотрудники кафедры провели мастер-классы для девочек из Пансиона воспитанниц Министерства обороны Российской Федерации.
02.09.2019
Поздравляем сотрудников кафедры с выходом двух новых изданий!
«Высокие давления в твердофазном синтезе веществ и материалов» и «Высокие давления в химии: через алмаз к высокотемпературным сверхпроводникам».
29.08.2019
Запуск магистратуры «Химическая технология»
На химическом факультете МГУ имени М.В.Ломоносова впервые запустилась магистерская программа «Химическая технология». Сегодня состоялась первая организационная встреча со студентами магистратуры.
Новости 41 - 60 из 74
Начало | Пред. | 1 2 3 4 | След. | Конец
Уникальный полимер из МГУ
Уникальный полимер из МГУ
Над созданием принципиально нового вида широко используемых в авиа и ракетостроении полимерных композиционных материалов (ПКМ) работала группа сотрудников кафедры химической технологии МГУ им. М.В.Ломоносова под руководством ведущего научного сотрудника Алексея Валерьевича Кепмана. Из такого материала можно создавать конструкции и детали для использования при экстремально высоких температурах, до 400-450С. До этого они делались исключительно из металлов.
Если говорить в целом о классе ПКМ, то из них уже сегодня делаются разные детали летательных аппаратов. Эти материалы обладает более высокой удельной прочностью по сравнению с металлом, за счет чего можно заметно снижать массу самолетов и космических кораблей. Например, самолёт Boeing 787 Dreamliner на 50% состоит из композитов, истребитель Eurofighter – на 70%. Снижение массы машины приводит к снижению потребления топлива и увеличению полезной нагрузки, то есть в долгосрочной перспективе затраты на производство деталей из ПКМ компенсируются экономией на топливе. Композиты также дешевле в обслуживании, так как не подвержены коррозии.
Нашей целью было разработать ПКМ, который можно было бы эксплуатировать при температурах выше 400C, – рассказал «Эксперт Online» Алексей Кепман, – такие материалы, в основном, двойного назначения и имеют довольно ограниченную сферу применения. Например, из них можно изготовить лопатки компрессора реактивного двигателя, которые размещаются внутри него и должны выдерживать очень высокие температуры.
Обычно ПКМ состоит из полимерной связующей матрицы и армирующего элемента (наполнителя), который придаёт материалу прочность. В углепластиках армирующим наполнителем может служить углеродная ткань, а в качестве связующей матрицы выступать, например, эпоксидная смола. По словам Алексея Кепмана, в их разработке в качестве связующей матрицы использовались полимеры из фталонитрильных мономеров.
Как правило, чем устойчивей к температуре полимерный материал, тем выше его температура «плавления». Нашей же задачей было сделать легкоплавкий материал, который можно было бы обрабатывать так же, как обычный. Но который при затвердевании оставался бы стабильным и прочным при температурах более 400С, – объясняет Алексей Кепман. Для того, чтобы добиться легкоплавкости полимера, ему «добавляли гибкости» на молекулярном уровне, внедряя специальные группы в молекулу мономера. Обычные ПКМ, из которых изготавливают разнообразные детали самолётов, не могут выдержать температуру, превышающую 200С – при более высоких они размягчаются и не держат форму.
Работа над новыми полимерными матрицами для ПКМ велась в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014 - 2020 годы». Первые, сделанные из нового материала детали реактивного двигателя проходят испытания на стендах в Центральном институте авиационного моторостроения (ЦИАМ) им. П.И. Баранова и в Казанском национальном исследовательском техническом университете им. А. Н. Туполева.
По словам Алексея Кепмана, разработки высокопрочных высокотемпературных ПКМ ведутся на протяжении последних 10 лет – у нас, и в США. Кстати, в США подобные материалы разрабатывают для изготовления внутренних переборок подводных лодок – материал абсолютно не горючий. Аналогичными разработками занимаются также в Китае. Однако коммерческих продуктов с подобными свойствами пока нигде не производится.
Оригинальная версия статьи на сайте expert.ru