Тел.:   +7(495) 939-36-07 Факс: +7(495) 939-33-16

Новости кафедры

28.02.2019 Подсекция «Химическая технология и новые материалы» на конференции «Ломоносов-2019»
Официальный сайт подсекции

15.02.2019 Конференция «Ломоносов-2019»

Приглашаем студентов, аспирантов и молодых учёных принять участие в международной научной конференции «Ломоносов-2019»

11.02.2019 Поздравляем Бабкина Александра Владимировича с получением премии!

Старший научный сотрудник кафедры химической технологии и новых материалов МГУ имени М.В. Ломоносова, к.х.н. Александр Владимирович Бабкин получил премию Правительства Москвы молодым учёным.

07.02.2019 Поздравляем Дейнеко Дину Валерьевну с получением премии!

Премию Ю.Т. Стручкова получила доцент кафедры химической технологии и новых материалов Дейнеко Дина Валерьевна за работу "Определение структурной обусловленности свойств в соединениях с тетраэдрическими анионами (PO4)3–, (VO4)3–"

10.01.2019 Возобновлена работа над сайтом
Работа над сайтом возобновлена, в скорости тут появятся новые материалы и будет интегрирован дизайн.


Новости 21 - 25 из 25
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец

Академик Легасов Валерий Алексеевич

академик Валерий Алексеевич Легасов

Валерий Алексеевич Легасов (1936-1988) был заведующим кафедрой химической технологии МГУ с 1983 по 1988 г.

Период больших перемен наступил на кафедре химической технологии с приходом в 1983 г. академика В. А. Легасова. В. А. Легасов имел весьма влиятельные позиции в советской научной иерархии, прежде всего как первый заместитель директора крупнейшего Института Атомной Энергии им. И. В. Курчатова.

Масштабы научно-организационной активности В. А. Легасова несоизмеримы с обычной практикой университетской кафедры. Однако сам он придавал вопросу усиления технологической подготовки выпускников университета на базе кафедры химической технологии первостепенное значение. Пожалуй, наиболее ярко это проявилось в том внимании, которое было им уделено организации в 1986 г. специализированной учебной группы «Физико-химия перспективных процессов и материалов и ядерно-химических методов исследования». Обучение в этой группе предусматривало наряду с традиционными занятиями в составе группы, индивидуальные занятия под руководством научных кураторов из числа ведущих профессоров и преподавателей кафедры, а также самостоятельную работу «под проблему». Валерий Алексеевич не делал секрета из своего желания сделать эту группу центром по воспитанию таких «элитных» специалистов, которые обладали бы «... умением осуществлять квалифицированную химическую экспертизу технологического процесса, вскрывая его сильные и слабые стороны, способностью оценить технологическую и потенциальную экономическую значимость фундаментальной разработки, ... знанием механизмов внедрения химических идей в технологию, пониманием причин, по которым одни химические идеи оказались более перспективными, чем другие ...». Нехватка такого рода специалистов, ориентированных на создание технологических процессов завтрашнего дня, остро ощущалась в те годы и конечно продолжает ощущаться ныне.

С самого начала в работе с этой группой активное участие принимали академик Ю.Д. Третьяков и сотрудники возглавляемой им лаборатории, входившей в то время в состав кафедры химической технологии. После того, как Ю.Д. Третьяков стал во главе кафедры неорганической химии, эта группа постепенно изменила свой научный профиль за счёт усиления материаловедческой проблематики. В будущем накопленный опыт по работе с специализированной учебной группой был использован Ю.Д. Третьяковым при создании нового факультета – факультета наук о материалах.

Далеко не все начинания В. А. Легасова оказались реализованными. Слишком краток был срок его руководства кафедрой (с 1983 по 1988 г). При этом часть времени ушла на решение вопросов реорганизации после объединения кафедр химической технологии и радиохимии (1985 г.), а затем последовала полная вовлечённость В. А. Легасова в работы по ликвидации последствий Чернобыльской аварии и тяжёлая болезнь, вызванная полученной в Чернобыле высокой дозой радиации. Однако концепция университетского технологического образования, сформированная при В. А. Легасове, остаётся основой дальнейшего развития кафедры. Это прежде всего необходимость использования как в учебном процессе, так и в научно-исследовательской работе методологии системного анализа сложных технологических объектов и проблем. Весьма поучительной для сотрудников кафедры оказалась аналитическая работа по решению проблемы гибкости химических производств, поставленной В. А. Легасовым в самом широком плане

В. А. Легасовым были предприняты энергичные шаги по усилению компьютерного оснащения кафедры и более полному освещению в учебном курсе теоретических вопросов макрокинетики химических процессов и методологии математического моделирования химико-технологических систем. Была поставлена задача добиться высокого уровня информационного обеспечения кафедры на основе машиночитаемых банков данных. К сожалению, до планировавшегося оснащения кафедры современным оборудованием и опытными стендами дело не дошло.

Новым содержанием наполнилась программа производственной практики с обязательным использованием системного подхода в изучении химических производств и анализом альтернативных решений производственных задач.

С первых шагов своей деятельности на кафедре В. А. Легасов подчеркивал свою глубокую озабоченность возрастающей опасностью для человека и биосферы со стороны технологических систем, число и мощность которых непрерывно увеличивается. В. А. Легасов пришёл к выводу, что в отечественной науке произошел пропуск целой области научного знания — промышленной безопасности, и выступал еще до Чернобыльской трагедии инициатором проведения в стране развёрнутых исследований в этой области.

По его инициативе читавшийся силами кафедры курс лекций «Охрана природы» из описательного, содержащего большой фактологический материал по негативному антропогенному воздействию на природную окружающую среду, трансформировался в современный количественный курс «Безопасность химических производств для человека и окружающей среды». Этот курс стал важной частью химического образования, вооружающей выпускника современными представлениями о технических и гуманитарных аспектах промышленности и обеспечении устойчивого развития общества.

С потерей выдающегося лидера и последовавшего затем разъединения кафедр радиохимии и химической технологии (1989) начался затяжной период размежевания коллектива. Одна из линий размежевания проходила между сторонниками идеи самодостаточности внутренних сил кафедры для её устойчивого развития и приверженцами «рюриковского» варианта — приглашением влиятельного руководителя «из-за моря». Можно выразить надежду, что период организационной неопределенности завершился с избранием в марте 1996 г. на должность заведующего кафедрой профессора М. С. Сафонова — руководителя одного из сложившихся при В. А. Легасове научных направлений и активного участника проходившего преобразования учебного процесса.