Тел.:   +7(495) 939-36-07 Факс: +7(495) 939-33-16

Новости кафедры

04.04.2024 Защита кандидатской диссертации
Поздравляем Посохову Светлану с успешной защитой кандидатской диссертации!

04.03.2024 Поздравляем с присуждением повышенной стипендии студентку кафедры Волкову Светлану!

12.02.2024 Премия Правительства Москвы молодым учёным

Поздравляем кандидата химических науку, доцента кафедры 
Дейнеко Дину Валерьевну с присуждением премии!

08.12.2023 Экскурсия студентов разных ВУЗов России по кафедре

20.11.2023 Экскурсия на производство группы компаний УНИИХМТЕК

Преподаватели и студенты посетили цеха трёх направлений деятельности ГК УНИХИМТЕК

12.11.2023 Итоги III Зезинской школы-конференции для молодых ученых

Поздравляем аспирантку нашей кафедры Алексанову Анастасию с Дипломом I степени!

29.10.2023 Юбилей профессора Ионова Сергея Геннадьевича!

10.07.2023 Поздравляем с защитой кандидатской диссертации Владислава Алешкевича!

27.06.2023 Результаты конкурса на соискание медалей Российской академии наук
Поздравляем кандидата химических наук, доцента кафедры Дейнеко Дину Валерьевну! 



15.05.2023 Делегации из разных ВУЗов в гостях на кафедре ХТиНМ

18.04.2023 Победители подсекции «Химическая технология и новые материалы»
Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых учёных Ломоносов-2023

09.03.2023 Награждение медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени профессора Лазоряка Богдана Иосиповича

25.01.2023 Заслуженный профессор МГУ
Лазоряк Богдан Иосипович

28.12.2022 Композиты — материалы будущего. Мастер-классы для школьников России от преподавателей кафедры ХТиНМ

09.12.2022 Поздравляем с успешной защитой диссертационной работы выпускника нашей кафедры Никифорова Ивана Валерьевича!

07.12.2022 Награждение премией имени академика РАН Б.В.Дерягина студента 6 курса Химического факультета Денмана Ноеля

27.10.2022 Экскурсия по кафедре для школы №119

20.10.2022 Стажировки преподавателей на заводах ПАО «Газпром»
Продолжаются стажировки преподавателей МГУ в рамках программы повышения квалификации между МГУ и Газпромом 

09.10.2022 Лекции преподавателей кафедры в лектории Химического факультета на Фестивале НАУКА 0+
На Химическом факультете прошла лекционная часть Фестиваля НАУКА 0+ —  одного из крупнейших просветительских проектов в области популяризации науки.

08.10.2022 Алмазы – «из грязи в князи»
Лекция об алмазах доцента кафедры ХТиНМ Максимовой Натальи Владимировны в рамках проекта «Университетские субботы».


Новости 1 - 20 из 75
Начало | Пред. | 1 2 3 4 | След. | Конец

Университет для великих компаний

09.02.2018

Университет для великих компаний

1f37a61715464067af631dea7381e672.jpg
В.В.Авдеев,
профессор, д.х.н.
Мнение Виктора Васильевича Авдеева, зав. кафедрой химической технологии и новых материалов Химического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова, председателя совета директоров ГК «Унихимтек» в журнале «Стимул».

Чтобы наши университеты стали предпринимательскими, понадобится инфраструктура для доводки технологий, привлечение в университетский контур предпринимателей, а перед университетским руководством должны быть поставлены не только наукометрические, но и экономические КПЭ

Начну со ставшей популярной в последние десятилетия максимы: «Великие компании рождаются благодаря великим университетам». Действительно, ряд фирм с многомиллиардной капитализацией, появившиеся в последние время, происхождением своим так или иначе обязаны нескольким самым мощным университетам США — прежде всего речь идет о Стэнфорде и MIT.

В Европе дела обстоят поскромнее, но связь университетов и глобального конкурентоспособного бизнеса там тоже хорошо прослеживается, особенно в Германии; сильно в этом направлении продвинулись Южная Корея и Китай. Россия, несмотря на заявку о следовании тем же путем, пока не может похвастаться даже скромными результатами.

Мне кажется, интересно посмотреть, чего нам не хватает, на примере нашей фирмы — быстрорастущей и вполне успешной, получившей статус национального чемпиона, но по мировым меркам пока небольшой. Фирмы, которая не просто появилась внутри самого сильного российского университета, МГУ, но и продолжает существовать и развиваться в неразрывной связи со своей alma mater.

Сначала стоит посмотреть, какие вообще типы университетов присутствуют сегодня на карте мира. Приведу условную, но важную для понимания моих дальнейших рассуждений классификацию.

Первый тип — гумбольдтовский классический университет, объединяющий образование и научные исследования. Он не просто дает знания, но и учит их добывать, непосредственно передавая это мастерство от профессора-исследователя студенту или аспиранту. У нас самый яркий представитель этого типа — МГУ.

Второй тип университета, появившийся в наполеоновскую эпоху, — политехническая школа, в задачи которой входит подготовка инженерных кадров высшей квалификации и участие в создании новых технологий. Из российских примеров можно вспомнить Бауманку или Томский политех.

Третий тип университета я бы обозначил как проектный, он может совмещать в себе черты классического гумбольдтовского университета и политехнической школы, но главная его черта — он создан для реализации конкретного проекта, обеспечения его идеями и кадрами. МИФИ и отчасти наш знаменитый Физтех — примеры проектных университетов.

Четвертый тип стал проявляться буквально в последние десятилетия — это университет предпринимательского типа, объединяющий все лучшие черты предыдущих типов — умение обучить генерации новых знаний, способность довести их до технологий, сфокусироваться на реализации проекта, но еще и создать бизнес, благодаря которому и появляются конкурентоспособные компании. В России таких пока нет.

Университеты всех типов я бы проранжировал еще и по масштабу влияния: мирового уровня, странового, регионального. Тезис мой следующий: великие компании появляются из предпринимательских университетов мирового уровня. Поэтому, если у вас в наличии только университеты первых трех типов, пусть даже мирового уровня, для создания глобального технологического бизнеса вам все-таки чего-то не хватает.

Вернусь к примеру нашей компании. Благодаря МГУ мы были обеспечены исследователями мирового уровня, у нас не было недостатка в блестящих разработческих идеях, но довести хотя бы часть из них до технологий, не говоря уже о продуктах, не было никакой возможности. Требовалась инфраструктура: испытательные стенды, инжиниринговый центр для проектирования производственного оборудования, сертификационный центр, инженеры-технологи, которых наш химфак не готовил. Ну а далее нам нужны были маркетологи, менеджеры проектов, финансисты. И такие специалисты готовятся в классических гумбольдтовских университетах — это их неоспоримое преимущество. Но еще нам нужны были предприниматели-менторы, которые вышли бы из стен МГУ, но остались бы в зоне его притяжения и с удовольствием поделились опытом со следующей генерацией начинающих предпринимателей.

В начале 1990-х ничего этого не было, и на воссоздание всех недостающих звеньев приходилось тратить ресурсы нашей маленькой компании. Она, конечно, несмотря на это, росла, росла быстро, но сегодня я уверен, что могла бы расти еще быстрее. По сути, мы за двадцать лет заполнили собой лакуну между блестящим классическим гумбольдтовским университетом и университетом предпринимательским, только сделали это в пилотном, «пробном» режиме в зоне углеродных материалов. Сегодня у нас есть и испытательные стенды, и сертификационные центры, и опытное и промышленное производство. Наряду с учеными мы начинаем готовить технологов, подступаемся к задаче подготовки управленцев. А главное, мы стали теми самыми предпринимателями, которые не ушли из университета и готовы делиться своим опытом.

Пока, с сожалением должен констатировать, наш предпринимательский опыт мало востребован, масштабировать его не удается. Сегодня российские университеты поглощены выполнением гумбольдтовских, по сути, КПЭ — количество публикаций, индекс Хирша и т. п. Это, конечно, важные вещи, необходимые для развития университетской науки, без которой не будет ни завтрашних технологий, ни послезавтрашних бизнесов. Однако этого явно недостаточно: Scopus и Web of Science не гарантируют появления великих фирм. Присмотритесь к выдающимся американским университетам. Чтобы хотя бы приблизиться к ним, понадобятся как минимум три вещи: инфраструктура для доводки технологий, привлечение в университетский контур предпринимателей, на комфортных для них условиях и, last but not least, постановка перед университетским руководством необходимости решения не только наукометрических, но и экономических задач.

Читать на сайте журнала «Стимул».

Возврат к списку