Тел.:   +7(495) 939-36-07 Факс: +7(495) 939-33-16

Новости кафедры

21.08.2022 Разработки лабораторий кафедры ХТиНМ на форуме «Армия-2022»
15 - 21 августа 2022 

20.08.2022 Научно-технический конкурс «ИнтЭРА» и кафедра ХТиНМ
Композитное направление кафедры на конкурсе «ИнтЭРА»

29.06.2022 Всероссийский съезд учителей и преподавателей химии

27 июня – 01 июля 2022 года в МГУ имени М.В. Ломоносова прошел Всероссийский съезд учителей и преподавателей химии.


24.06.2022 Победа в конкурсе «Возобновляемая энергия планеты»
Аспирант нашей кафедры Михаил Прохоренков второй год подряд становится победителем конкурса «Возобновляемая энергия планеты»! 

31.05.2022 Защита дипломов! Ура!
Любимое ежегодное событие на кафедре ХТиНМ!

25.01.2022 Церемония награждения званием «Почётный профессор МГУ»
Ректор МГУ академик Виктор Антонович Садовничий вручил диплом почетного профессора Московского университета заведующему нашей кафедрой Виктору Васильевичу Авдееву.

17.11.2021 Сотрудники кафедры на форуме «Композиты без границ»
Победа в номинации «R&D разработки в области композитов» в рамках IV конкурса среди лидеров композитной индустрии в России «Композиты без границ. AWARDS».

29.10.2021 Стажировка сотрудников кафедры на «Заводе по стабилизации конденсата им. В.С. Черномырдина» в Сургуте

17.09.2021 Защита кандидатской диссертации Дихтяра Юрия Юрьевича
Цинк-замещенные люминофоры со структурой бета-трикальцийфосфата

09.09.2021 Лаборатория технологии функциональных материалов на форуме «Армия-2021»

28.08.2021 Кафедра ХТиНМ на научно-техническом конкурсе «ИнтЭРА»

04.08.2021 Дина Валерьевна Дейнеко в Forbes Woman!
Forbes Woman рассказывает о пяти российских женщинах-химиках, проекты и разработки которых открывают человечеству новые перспективы. Среди этих прекрасных женщин и Дина Валерьевна Дейнко, доцент, к.х.н. Наша коллега из лаборатории Технологии функциональных материалов. 

01.06.2021 Защита дипломов у студентов магистратуры «Химическая технология»

28.05.2021 Защита дипломов студентов 6-го курса Химического факультета

20.05.2021 Поздравляем с первой публикацией Алексанову Анастасию!



18.05.2021 Госэкзамены студентов магистратуры Химического факультета

13.05.2021 День открытых дверей лаборатории химии и технологии композиционных материалов

21.04.2021 Поздравляем профессора, заведующего лабораторией технологии функциональных материалов Лазоряка Богдана Иосиповича с днём рождения!

02.04.2021 Защита технологической практики студентов магистратуры

24.03.2021 Победа нашего аспиранта во Всероссийском конкурсе «Возобновляемая энергия планеты – 2020»


Новости 21 - 40 из 75
Начало | Пред. | 1 2 3 4 | След. | Конец

Авиапром для маленьких. Как небольшие компании участвуют в строительстве больших самолетов

Авиапром для маленьких. Как небольшие компании участвуют в строительстве больших самолетов

Monosnap 2019-03-25 16-35-48.png
Бизнес-журнал №11 (235), 2015 год   
Конкурировать с тяжеловесами государственного авиапрома небольшим предприятиям в нашей стране можно только мозгами. Компания «ИНУМиТ» пытается найти себя в отрасли благодаря уникальным компетенциям в материаловедении: пять лет назад она совместно с МГУ имени М.В. Ломоносова участвовала в разработке технологии производства тормозных дисков для самолетов на основе углерод-углеродных композитов, а теперь принимает участие в создании цеха при крупном авиастроительном предприятии для выпуска оснастки, с помощью которой из полимерных композитов изготавливают крупные детали самолетов. 

Виктор Авдееведин в трех должностных лицах: гендиректор малого предприятия «ИНУМиТ», председатель совета директоров группы компаний «Унихимтек» и заведующий кафедрой химической технологии и новых материалов на Химфаке МГУ. Не стоит удивляться такой карьерной «конфигурации» — она сложилась естественным образом как результат того, что происходило в России в научно-технологическом секторе в последние двадцать пять лет. 1990-е годы заставили целую когорту талантливых российских ученых самого продуктивного для науки возраста искать себя в бизнесе. Получилось далеко не у всех. У профессора Авдеева и группы его единомышленников — вышло.

— В 1990-е в бизнесе мы зарабатывали себе право заниматься наукой, — вспоминает теперь он. — И только потом стали успешными, капиталистами. А первые десять лет, чтобы вопреки всему сохранить в МГУ нашу лабораторию, мы ее фактически сами финансировали. Были и убыточные проекты — в общей сложности до производственной стадии дошла только четверть наших разработок. Однако именно фундаментальные исследования, которые мы никогда не прекращали, впоследствии позволили нам разрабатывать новые продукты и получать конкурентные преимущества.

Сегодня в группе компаний работает почти 600 человек, общий годовой оборот — около 2 млрд рублей, среди клиентов — Газпром, РЖД, Росатом и еще свыше 5 тысяч компаний. Неплохо для компании, в которой всем заправляют ученые?


Удачно приземлились

Авиакосмическая отрасль стала родной для Виктора Авдеева еще до перестройки. Ученый материаловед, он специализировался на создании материалов для «космоса». И все шло неплохо: разрабатывая специальные материалы, он чувствовал себя востребованным. В начале 1990-х специализация расширилась, поскольку в стране был взят курс на конверсию «оборонки». «Сейчас это слово уже позабылось, — улыбается Авдеев. — К тому моменту гонка вооружений стала сходить на нет, и технологии двойного назначения в рамках конверсии стали адаптировать к мирной жизни». Под эти цели при МГУ и было создано предприятие «Унихимтек». Поначалу — как государственное, выполняющее заказы Министерства общего машиностроения. Однако кризис 1991 года «обнулил» все государственные заказы. Компания, оставшись без финансирования, получила статус ЗАО и ушла в свободный полет. У команды было несколько базовых разработок в области производства материалов для герметизации и огнезащиты, с которыми она могла реализовать себя на «гражданке».

Одним из первых проектов компании стала производственная линия гибкой графитовой фольги — материала, который в свое время разрабатывался в лаборатории МГУ для деталей космических аппаратов. Это было типичное «нано», хотя это слово в то время было известно лишь специалистам. Продукты, созданные на основе графитовой фольги, до сих пор — основное предложение компании в области герметизации. «Мы называем ее «твердой резиной», — объясняет Авдеев. — Сходство действительно есть: если надавить на фольгу и отпустить, она быстро принимает прежнюю форму. Вот только такая «резина» способна работать в интервале температур от минус 270 до плюс тысячи градусов Цельсия и под огромным давлением, не теряя своих свойств». На производстве этого космического материала «Унихимтеку» удалось не только продержаться первые кризисные годы, но и быстро попасть в поле зрения крупных заказчиков. Если первые партии этого ультрасовременного материала компания делала практически «на чердаках и подвалах», которые приспосабливала под размещение своей производственной линии, то через пару лет она уже смогла арендовать площадку в несколько тысяч квадратных метров у «Мосэнерго». Там охотно приютили технологических предпринимателей в надежде на получение готовых продуктов - прокладок и других уплотнений.

— Использование графитовой фольги в энергетике резко повысило устойчивую работу блоков ТЭЦ и уменьшило количество аварий, — приводит в пример Виктор Авдеев. Госкомпании стали с нами очень охотно сотрудничать. Это как раз та форма взаимодействия, которая в последние годы стала так хорошо укладываться в их программы инновационного развития. 

Впрочем, графитовая фольга может быть не только уплотнителем, но и эффективным теплопроводником. Поэтому три года назад «Унихимтек» начал разработку и создал пилотное производство — графитовых панелей для радиантных систем кондиционирования и отопления. В Европе такие панели встраиваются в потолки общественных зданий для равномерного распределения тепла или охлаждения. В России в строительстве культура использования таких систем не прижилась, несмотря на их удобство и энергоэффективность. Так что этот проект «Унихимтека» — целиком экспортная история: панели отгружаются финскому партнеру,  который проектирует и устанавливает такие системы в европейских странах.

Похожий путь компания проделала и в области материалов для огнезащиты, которые первоначально также разрабатывались для космических кораблей. После адаптации для «земного» строительства и промышленности они превратились в краски, листовые и прочие материалы «специального назначения». Независимо от формы работают они одинаково: в случае пожара огнезащитный слой вспенивается в десятки раз, защищая несущие конструкции или электрокабели от повреждения от 45 минут до нескольких часов.

Если начинала «Унихимтек» с трех десятков авторских свидетельств, то сегодня патентов более двухсот, а продуктовая линейка насчитывает 35 тыс. наименований продуктов. Уже к середине 1990-х у предпринимателей возникла потребность в собственных площадях: в Челябинске с нуля построили производство, а в подмосковном Климовске реконструировали старый завод, который постоянно разрастается за счет новых площадей. «Когда-то мы думали, что все это для нас бесконечно много, на нашу жизнь хватит, — улыбается Виктор Авдеев. — Однако сейчас понимаем, что этого недостаточно: сейчас мы нуждаемся еще в нескольких гектарах, ведь разработок становится все больше!»


На взлет

В авиакосмическую индустрию команда Авдеева вернулась в середине 2000-х. Тогда государство стало увеличивать гособоронзаказ (а самолетостроение в России почти на 90% — военное), и у предприятий отрасли вместе с деньгами стал вновь просыпаться интерес к современным материалам. Учитывая то, что «Унихимтек» все это время не стоял на месте, разработчикам компании было что предложить.  

В 2003 году, для того чтобы усилить свой исследовательский блок, компания на базе МГУ учреждает первый в стенах этого вуза частно-государственный институт — малое предприятие «ИНУМиТ» (аббревиатура от «Институт новых углеродных материалов и технологий»). Соучредителями новой организации стали — «Унихимтек», Московский государственный университет  и несколько фондов. 

Вскоре нашелся и промышленный заказчик — авиационная корпорация «Рубин» во главе с Генеральным директором Крамаренко Евгением Ивановичем — который заинтересовался исследовательскими наработками компании, и в результате был реализован совместный проект МГУ и АК «Рубин» в рамках Постановления Правительства №218 по проектированию и созданию производства тормозных дисков для самолетов на основе углерод-углеродных композитов. «За время работы над этим проектом в МГУ мы получили еще семь патентов, которые затем по условиям контракта передали промышленникам», — уточняет профессор. В альянсе с «Рубином» совпало многое. С одной стороны, к тому времени у команды Авдеевауже был достаточный опыт в бизнесе, чтобы точно знать, чего именно ждут промышленники от ученых. С другой стороны, у разработчиков появился шанс вспомнить все то, чем они занимались до исчезновения СССР и восстановить компетенции, которые долгое время оставались невостребованными. «Так или иначе мы с радостью взялись за этот проект», — говорит Виктор Авдеев. Производство тормозных систем на основе новых технологий проектировалось и строилось в течение трех лет, а цех был запущен в 2013 году. «Целью было создать технологии и подобрать материалы, которые позволили бы уменьшить степень износа дисков, снизить количество брака, сократить период изготовления, то есть кроме прочего — сделать весь процесс экономически целесообразным, — объясняет ответственный исполнитель проекта, заведующий лабораторией углеродных материалов Артем Малахо. —  Результат был существенным. Если изначально «Рубин» выпускал тормозные диски с гарантией в 500 посадок, то сейчас эта цифра выросла до 1500, при этом дорогие материалы удалось поменять на более дешевые, а сроки изготовления продукции — снизить на 30-40%».

Исследования в области полимерных композиционных материалов для авиации также привели к хорошим результатам. За последние годы разработчики довольно неплохо продвинулось в исследованиях свойств углеродных волокон и связующих, позволяющих получать прочные и устойчивые к различным температурам композиты. По сути, сейчас химики способны создавать материалы, ничуть не хуже тех импортных, что идут сейчас на строительство фюзеляжей самолетов. Как объясняет Авдеев, на заре проектирования «Суперджета» и МС-21 в распоряжении российских компаний еще не было подобных разработок, поэтому используется американское сырье. «Пока эти материалы России продают — все в порядке, но если вдруг санкции коснутся и этих поставок, нам будет чем его заменить», — утверждает Виктор Авдеев.

Быстрое импортозамещение в области авиастроения невозможно — многое усложняется тем, что в этой отрасли сертификация любого нового продукта занимает не один год и сопровождается огромными затратами. «Здесь, скорее, мы работаем на будущее», — объясняет профессор. К этому будущему разработчиков могут привести два проекта, в которых сейчас участвует и  «ИНУМиТ», и  «Унихимтек». Один из них начался несколько лет назад по части 218 постановления Правительства: сейчас на территории Воронежского авиастроительного объединения МГУ завершает проектирование цеха для производства оснастки, необходимой для изготовления конечных деталей (тех самых, что сегодня производятся из импортных полимерных композиционных материалов). Эти работы ведутся под руководством заведующего лабораторией полимерных композиционных материалов Алексея Кепмана. «Оснастка, — объясняет глава «ИНУМиТ», — это форма, в которой затвердевает будущая деталь. Чтобы изделие получилось как можно более точным, необходимо, чтобы материал оснастки и основной детали был одинаковым. При этом оснастка с точки зрения качества как минимум не должна уступать качеству будущей детали, ведь по ряду параметров она работает даже в более жестких условиях, чем самолет. При этом изготовление оснастки не требует сертификации, и это обстоятельство облегчает нам доступ на авиационный рынок, помогая продемонстрировать свои компетенции авиастроителям». 

Производство оснастки, которое будет работать на два фронта — космос и авиацию, должно быть запущено уже в следующем году. Материалы же для изготовления оснастки, по расчетам компании, будут производиться на  производственной площадке «Унихимтек», который при хорошем стечении обстоятельств имеет все шансы встроиться в кооперацию с авиастроителями. В планах компании сделать производство полимерных композиционных материалов третьим направлением бизнеса — наряду с герметизацией и огнезащитой. Первая очередь нового производства, рассчитанная на 60-100 тонн элитных высокотемпературных материалов, должна быть построена уже в этом году. Для начала компания планирует поставлять углеродные ткани и полимерные связующие для воронежского предприятия, в дальнейшем же, пройдя всю процедуру сертификации своих материалов, она сможет думать об участии в поставках для изготовления собственно деталей самолета — корпуса, дверей, крыла, руля и т. д.

— Объединенная авиастроительная корпорация нас поддерживает, однако, разумеется, никаких гарантий, что ее авиапредприятия будут закупать эти материалы именно у нас, нет, — уточняет Виктор Авдеев. — Мы находимся в довольно жесткой конкурентной среде. Помимо нас материалы из углепластика выпускают и другие компании. Инвестируя в производство, мы работаем, как обычно, на свой страх и риск, делая вложения, в основном,  из собственных средств. Пожалуй, единственное, что подкрепляет нашу уверенность в перспективности этого направления — это университетские знания, глубокое понимание основ химии, а также — способность находить экономичные способы производства материалов. Как и в других случаях, этому проекту предшествовали серьезные исследования, которые привели к интересным результатам — как с точки зрения характеристик материала, так и с точки зрения его переработки. В частности, нам удалось научиться управлять свойствами связующих, меняя температуру плавления основных компонентов вплоть до комнатной, при этом температура эксплуатации остается на уровне 400°C. 

Пробные партии уже производятся в рамках университетской лаборатории, однако серьезное продвижение на рынок авиации возможно лишь после запуска производства. «Институт и производство предполагают разные подходы, — говорит Авдеев. — Если институт — это творчество и креатив, то производство — это соответствие требованием. Только создав производство, мы можем сертифицировать свою продукцию». В дальнейшем, по мере удешевления композитных материалов, которые пока могут себе позволить только заказчики премиум-класса вроде авиастроителей, «Унихимтек» рассчитывает выйти и на другие рынки. Следующим шагом могут быть разработки углепластика для автомобилестроения. «Мы говорим не о дорогих гоночных машинах, выпускаемых в единичном экземпляре, а о массовом рынке. Тот, кто преуспеет в авиации и сможет дешево производить углепластик, получит большие перспективы в других отраслях, где вес изделий также имеет большое значение», — считает профессор. Что касается массовых рынков, по мнению Авдеева, здесь его компания может рассчитывать только на роль разработчика. «Все-таки мы — средняя компания, которая способна потянуть лишь малотоннажное производство, как в случае с авиастроением, - объясняет профессор. — Наш опыт показывает, что ввязываться в инвестиционноёмкие проекты такой компании как наша без серьезной господдержки не стоит. В свое время мы планировали начать производство базальтового волокна, однако проект пришлось свернуть — мы не смогли его потянуть с точки зрения масштабов».

С момента возвращения в авиацию Виктор Авдееввсе больше времени уделяет альма-матер. Он отошел от операционного управления в «Унихимтек», отдав руководство наемному менеджменту, и погрузился в научные исследования. Научная сфера много ближе лично ему, а также идет на пользу делу. «Высокотехнологичный бизнес базируется на идеях фундаментальной науки, это наша стратегия, — объясняет он. — Только за счет этого можно рассчитывать на успех в прикладных разработках».

 


 


Возврат к списку